Человеческой, конечно же. Недавно я писал о цене сталинской модернизации. Она оказалась не столь высока, как нам пытались внушить все эти годы.
Аналогичный вопрос возникает в отношении цены капитализма и разрушения СССР. Во сколько жизней обошёлся народам бывшего СССР либерализм? За всё СНГ ответить сложно — нужно копать всю демографию всего СНГ, но за Россию ответить можно. Подсчеты я эти уже делал не раз и давал ссылки на чужие подсчеты. Все цифры колеблются в диапазоне от 4 до 14 млн. жизней. Этим своим постом я покажу, что эти цифры не бред сумасшедшего, а вполне реальный факт и приведу примерные цифры. Точных цифр в этом вопросе быть не может, как вы понимаете.
Совсем недавно я в Ликбезе для антисоветчиков давал данные по европейской демографии последних 60 лет. Там вырисовалась интересная картинка, но из-за множества данных вид она имела запутанный. Я решил ее распутать и подать материал более наглядно. Суть подачи заключается в сравнении динамики смертности (в промилле) России, Украины и Белоруссии с близкими к нам по исторической судьбе и развитию странами Европы. Со смертностью Германии, Польши, среднеевропейской и смертностью Эстонии:
График 1. Источник данных Демоскоп.
По этим кривым видно, как славянские республики завершили демографический переход в 1970-е, догоняя в показателях смертности развитые европейские страны. Такие, как Германия и Эстония. Да, прибалты в своем демографическом развитии были впереди славян еще с царских времен. Догоняли не только они, но и Польша. Ее показатели я выделил на графике особо: желтой линией с тенью.
После 70-х для славянских республик СССР начинается стабилизация смертности на уровне развитых европейских стран — рост смертности прекращается на уровне 10,8 промилле (для России) и даже намечается тенденция к ее плавному снижению. Тенденция эта показана черной стрелкой с эстраполяцией на 90-е и нулевые. Ранее я на основе экстраполяции этого тренда делал подсчет сверхсмертности для России:
График 2.
Т.е. методом механического сложения показателей сверхсмертности в промилле и перевода промилле в реальные цифры получается, что к 2011 году сверхсмертность в РФ достигла 11 млн. 800 тыс. человек. Тут нужно понимать, что такой метод дает заведомо завышенную цифру. Реальная цифра с учетом фактора снижения рождаемости за эти годы даст меньшую цифру. Учитывая этот фактор цифра будет равна примерно 10 млн. 300 тыс. человек. Подсчеты тут.
Ровно с этого момента у защитников либерализма в России начинаются возражения следующего рода, что, мол, так не считают, что смертность в 90-е и нулевые должна была вырасти. Мол, это был тренд такой: смотрите, как росла смертность с 60-х годов. Возражения неубедительные. Во-первых, еще как считают — именно так выводится сверхсмертность от голода в 1933 году, а во-вторых, смертность росла только до 1980 года (см. еще раз график 1). Далее пошло плавное снижение. В-третьих, смотрим на показатели смертности Польши — желтая линия, которую я выделил тенью. Польша шла с нами в одном русле ровно до 90-х. Потом мы все очень резко пошли в верх после развала СССР, включая Эстонию, которая была с нами в одной лодке, а Польша осталась в тренде европейских стран. Смотрите серую линию Германии и пунктирную среднеевропейскую линию. С 1994 года от нас отделилась и Эстония (в демографическом смысле) и тоже пошла вниз по показателям смертности, приблизившись в наше время к уровню общеевропейской смертности. Только приблизившись! Т.е. даже у них имеется сверхсмертность до сих пор.
Исходя из этих данных можно уверенно утверждать, что развал СССР и людоедские реформы привели к огромной сверхсмертности во всех странах бывшего СССР и в части стран Восточной Европы, таких как Болгария, Румыния, Югославия и даже Венгрии. Избежать ее удалось только более развитым Польше и Чехословакии. Уровень сверхсмертности для России я показал заштрихованной красной областью на графике 1. Это все, что выше от уровня советского тренда (показан черной пунктирной линией), который совпадает с общеевропейским трендом.
Еще одно возражение защитников либерализма заключается в том, что, мол, наше население постарело и рост смертности обусловлен естественными причинами на фоне этого старения. Это обьяснение тоже ложное. Во-первых, см. на европейскую смертность на грфике 1, где население постарело еще раньше и больше нашего, но там смертность горазда ниже нашей смертности. А во-вторых, наша смертность выросла именно за счет сверхсмертности молодых и средних возрастов. В этом можно убедиться тут. Вот график для мужчин, где сравнивается смертность российских мужчин всех возрастов относительно 1987 года, принятого за 100%:
А вот для женщин:
Таким образом, суммируя все выше сказанное, наличие многомиллионной сверхсмертности, как следствие развала СССР и катастрофических либеральных реформ является непреложным и доказанным фактом. Величина этой сверхсмертности для России составляет примерно 10 млн. 300 тыс. человек. Только для России. Для остальных стран СНГ и Восточной Еворопы нужно считать отдельно, но все равно это будет цифра вполне сопоставимая с потерями России.