Сегодня, 5 мая, исполняется 196 лет со дня рождения Карла Маркса. И не смотря на то, что слово «живой» не очень применимо по отношению к современной Украине, она всё равно является прекрасным наглядным примером для объяснения основ диалектического материализма, марксизма, основ политэкономии и классовой природы общества. Россия и другие страны СНГ в послесоветский период, честно говоря, были не самым лучшим примером для подтверждения верности марксистской теории, слишком многое в наших государствах было нетипичным для капиталистического общества. Много было остатков от социалистической системы, которые, конечно же, сильно видоизменились с приходом «эффективных собственников».
Но по событиям, которые уже сейчас, буквально сегодня, разворачиваются на Украине, можно писать наглядное пособие по марксизму. Безусловно, с небольшой поправкой на так называемую глобализацию, которая в той или иной степени становится следующей стадией капитализма, вслед за империализмом.
Чего не хватает марксизму?
1. Глобализация
Все мы прекрасно знаем, что конкуренция, это не процесс, при котором производители улучшают свою продукцию и отбирают самые ценные для производства кадры. Конкуренция — это метод захвата и монополизации рынка. Конкуренция приводит к тому, что в конкурентной борьбе рано или поздно один из капиталистов побеждает другого и становится монополистом на рынке.
То же самое происходит и на международной арене между буржуазными капиталистическими странами. Империализм — это по сути и есть конкуренция, только в иных масштабах, когда рынком является не отдельно взятая страна или регион, а весь мир. А конкурирующими сторонами являются не отдельные буржуа, а группы капиталистов, находящихся у власти в своих государствах.
И если на обычном рынке появляется монополист, то почему, спрашивается, он не должен появляться и в больших масштабах, на уровне всей нашей планеты? Конечно же должен. Империализм не может длиться вечно, как не может вечно длиться конкурентная борьба. На уровне всей планеты эта конкурентная борьба приводит к тому, что все отдельно взятые империалисты в конечном счёте подчиняются самому конкурентоспособному империалисту и начинают действовать в его интересах.
Это всё так и осталось бы на уровне теоретических размышлений, если бы не суровая реальность, в которой пару фаворитов на место главного империалиста мы уже наблюдаем. Речь про США и Евросоюз, как вы, конечно же, догадываетесь.
Эту тему можно и нужно развивать для того, чтобы марксизм не терял актуальности.
2. ТНК
Многие левые, коммунисты, привыкли считать, что у пролетариата нет отечества, что он интернационален, так как у трудящихся общие интересы. Я спешу вас удивить, но капитал ничуть не менее интернационален, чем пролетариат. Это мы можем наблюдать примерно с середины 60-ых годов, которые отмечаются началом роста так называемых транснациональных корпораций, или в простонародье — ТНК.
Когда один из капиталистов побеждает в конкурентной борьбе и становится монополистом, ему становится мало одного того рынка, на котором он монополист. Ему требуется расширение рынков, для увеличения своих прибылей и влияния. Согласно марксистской теории, мы знаем, что при капитализме власть в государстве находится в руках буржуазии, и само государство становится буржуазным.
Когда в экономике начинают превалировать ТНК, мы получаем такую ситуацию, что, поскольку эти корпорации транснациональны, то и власть становится такой-же транснациональной. Почему интересы США и Евросоюза столь схожи друг с другом, как и проводимая ими внешняя политика?
Потому что и там и там — буржуазная власть, которая, всего навсего, обслуживает интересы транснациональных корпораций.
Без подобного развития марксистской теории, она, конечно, будет устарелой и не подходящей для оценки и анализа окружающего нас общества. Но разве нам кто-то мешает подобным образом развивать марксизм? Только если мы сами и наша глупость.
Живой пример
А теперь вернёмся к Украине. Как я уже говорил, Украина это просто-таки живой пример, наглядная иллюстрация верности марксистской теории.
Вот, например, возьмём пару утверждений из основ марксизма. Про буржуазную власть в государстве и использование государственной машины как оружия подавления и эксплуатации рабочих?
Вот в России это надо всё подробно разжевывать и объяснять людям, что к чему, вводить в оборот всякие непонятные простым людям термины и т.д. А на Украине всё наглядно, кандидат в президенты №1, под которого, собственно говоря, и делаются выборы, это олигарх Порошенко. Куда наглядней?
Про насилие? Вот в России надо объяснять, что есть политические заключенные, которые не бузили и не нарушали общественный порядок, а выражали протест против капиталистов. Нет, не против России, а против этих хапуг… И то непонятно, скажут: «Лучше эти хапуги, чем беспорядок.» А на Украине людей давят танками и сжигают заживо, за то, что они выступают против этой власти. Куда наглядней?
Буржуазные выборы — это фейк. Вот в России надо объяснять, что за кого на выборах не голосуй, всё равно получишь ставленников буржуазии и капитализм. Какая разница, Путин, Миронов, Жириновский, Навальный, Немцов, всё равно будет капитализм… Непонятно людям, говорят, разный капитализм, и капитализм Путина, это же лучше чем капитализм Навального… А на Украине всё понятно, там даже Царёв нужен только для того, чтобы в глазах жителей юго-востока легализовать право капиталистов проводить эти выборы. Пошел на участок и стал голосовать? Признал право этим уродам проводить выборы, поддержал систему. Куда наглядней?
Национализм используется буржуазией исключительно в целях раздробления трудящихся, дабы их проще было угнетать. В России непонятно, в России вообще сложилась стойкая интернационалистская русская традиция и вообще Россия многонациональная страна. И у нас тут русскость в большей степени определяется тем, насколько человек близок русской культуре, чем по крови. На Украине всё проще, москалей на ножи, хтой не скаче — той москаль! Вместо того, чтобы наёмные рабочие объединялись друг с другом в своей борьбе против капиталистов и олигархов, олигархи натравливают украинцев на «русских», «москалей», «колорадов», разжигают межнациональную ненависть. И тем самым уводят борьбу в ложное русло. Куда наглядней?
Я думаю, что не такая уж и проблема для вас самостоятельно продолжить эти рассуждения и привести ещё более наглядные примеры.
Не делайте из марксизма догму
Но есть и другая сторона медали. А именно, есть группа лиц, которая делает из марксизма догму. А из «Капитала» священное писание. Таким образом, марксизм лишается той самой диалектики, без которой это учение становится буквально-таки мёртвым и неприменимым к окружающей нас действительности.
Вся сложность и одновременно с тем простота марксизма кроется в диалектическом методе. Марксизм — живая теория, а не набор догм, и в зависимости от того, как меняется окружающий нас мир, также меняется и марксизм. Диалектический материализм и марксизм — это, в первую очередь, метод познания окружающего нас мира. Невозможно познать сегодняшний день, пытаясь изучить его по лекалам середины 19 века.
Безусловно, человек остался человеком, а экономика экономикой. Но очень много вещей всё таки изменилось, особенно у нас, в России, сначала с появлением СССР, а потом с его крахом. В первую очередь, мы наблюдаем жутчайший кризис в вопросах терминологии. Так как патриотизм и национализм на Украине, например, совсем не то же самое, что патриотизм и национализм в России. Что уж говорить ещё и по отношению к тому, что патриотизм в ведущем империалистическом государстве, это совсем не тот патриотизм, что в его колонии. И тем более, это не советский патриотизм, а такого явления при Марксе вообще не было.
С другой стороны, сильно изменились и эволюционировали представления человека о моральной норме. Тут товарищ Ленин и большевики постарались так сильно, что взгляды по таким вопросам изменились в доброй половине мира. Женщины обрели равные права с мужчинами. Проституция из древней профессии превратилась в подсудное дело. Что уж про линчевание негров говорить. И если в Саудовской Аравии феминизм всё ещё актуален, то в Европе и в России он выродился в служанок капитализма. И борьба за равные права превратилась в борьбу за особые права, борьба за равенство превратилась в борьбу за привилегии.
И это только капля в море, изменения в экономике куда сильнее, и тут надо искать причинно-следственные связи, как эти изменения в экономике влияют на остальное общество. Диалектический материализм даёт нам представления о наиболее общих законах движения и развития природы и человеческого общества. Ну так давайте начнём их уже наконец-то применять, а не будем повторять цитаты, которые были актуальны по отношению к обществу, существовавшему 150-100 лет назад.