Олег Царев вчера сообщил «Вестям», что завтра — то есть 13 мая — должен состояться митинг, на котором будут оглашены итоги референдума и объявлено о следующих шагах новых государственных образований.
Гадать — дело неблагодарное, тем более, что Царев более чем вероятно согласовывал эти шаги с Москвой, которая еще не определилась публично — и похоже, намерена делать это как раз после того, как будет объявлена программа действий Донецкой и Луганской республик. Тем не менее, есть определенная логика, которая заставляет совершать определенную последовательность действий в заданных ограничительных рамках — и весь вопрос как раз в этих ограничениях.
Скорее всего, главное ограничение — невозможность повторения крымского сценария с просьбой о приеме новых территорий в состав России. Точнее, не невозможность, а нецелесообразность. Об этом уже явно намекнул Губарев и в общем-то вполне определенно высказался Царев, заявив о Таможенном союзе и желательности присоединения к нему.
То, что наиболее выгодная конфигурация для России — сохранение независимой Украины между ней и Европой, сомнению не подлежит. Об этом тоже весьма твердо высказывался Путин, говоря о том, что мы выступаем за территориальную целостность нашего соседа. Правда, он не уточнил, какого именно соседа он имеет в виду. Начиная с сегодняшнего дня таких соседей два. Две Украины двух разных версий. Повторяется история Руси, когда одномоментно существовало несколько ее версий — в виде Московской Руси и Великого княжества Литовского. В итоге московская версия выжила и победила, в ней мы сейчас и живем.
Поэтому единой Украина может быть — но теперь вариант «федерализация» отброшен, и в силу вступает новый план — «собирание земель». Вряд ли это будет быстрый процесс, хотя невероятно идиотские действия Киева могут приподнести любой сюрприз. Потерять за три месяца три очень важных территории — это нужно еще очень постараться.
Тем не менее, Новороссия — а судя по всему, Луганск и Донецк пойдут по пути создания единого государства — должна стать настолько привлекательной для украинских областей, что они повторят в том или ином виде их подвиг и в итоге присоединятся к ней. Без России создать привлекательность для находящейся практически в состоянии руины территории невозможно, и поэтому ассоциация с Россией неизбежна, скорее всего в виде членства в ТС.
В том случае, если Новороссия объявит о самостоятельном статусе, ее дальнейшие шаги выглядят вполне очевидными — перед ней стоит две ключевые задачи прямо сейчас. Обеспечение собственной безопасности и создание структур управления. Без этого налаживание мирной жизни невозможно. Обе задачи своими силами сейчас ни в Донецке, ни в Луганске решить не могут — поэтому помощь России здесь неизбежна.
Как будут выдавливать карательные отряды и войсковую группировку из-под Славянска — вопрос крайне нетривиальный. Если бандитов из «Днепра» и прочих «Донбассов» еще можно быстро и без церемоний перестрелять, то с военными придется обходиться со всеми возможными политесами, хотя и без особой приязности. Учитывая сообщения Стрелкова из-под Славянска, военная группировка выглядит более чем внушительно. Киев вряд ли пойдет на вывод этой группировки, даже если ему начать угрожать всеми возможными карами. При этом все прекрасно понимают, что никто не будет эту группировку бомбить, утюжить и громить, если она сама не даст повод для этого.
Единственный вменяемый выход из сложившейся патовой ситуации, как всегда, непрямой. Достаточно повторить историю освобождения Славянска в другом городе другой области — Днепропетровской, Запорожской, Херсонской — как вся собранная под Славянском толпа будет вынуждена срочно сниматься с места и лететь стремглав к новому месту службы. Потерять еще одну область хунта уже не может себе позволить даже теоретически.
Как будет выглядеть операция «Славянск-2», сказать сложно. Теперь хунта к ней готова. Создаваемые частные армии олигархов, карательные команды самой хунты, сколоченные из всех оставшихся лояльными военных армейские подразделения — теперь просто так войти и захватить не получится.
При этом более чем вероятно, что население встретит «террористов» ничуть не хуже, чем в Славянске. Как ни рассказывали про то, что народ Донбасса всей душой за законную киевскую власть, действительность оказалась совершенно иной — и это вчера было продемонстрировано со всей наглядностью. Вряд ли люди в Днепропетровской, Херсонской или Запорожской области какие-то другие.
Тем не менее, другого пути для выдавливания карательной экспедиции за пределы Новороссии нет. Альтернатива — военная операция, которая никому, кроме Запада, не нужна. Поэтому сама логика подсказывает, что задача Новороссии — стать базой для освобождения соседних областей. А это означает, что никакой мирной жизни не предвидится — на время «собирания земель» придется вводить мобилизационное кризисное управление, тем более, что оно же лучше всего подходит для ликвидации последствий последних 23 лет незалежности.
Вот, собственно, те рамки, внутри которых предстоит решать задачи новому руководству нового государства. Пока промежуточная цель вполне очевидна — постепенно и не спеша собрать по частям Новороссию, закрыв Киеву выход к морю и создав буфер между территорией наци и Россией. Харьков, скорее всего, Россия будет «окучивать» по совершенно иной схеме, и он, судя по всему, сыграет свою — отдельную роль в начавшемся процессе. Похоже, что ему придается очень серьезное значение, чтобы действовать по шаблону.