Обращение Стрелкова не выглядит ни всепропальщиной, ни каким-то хитрым ходом из серии «Обмани противника». Возможно, что иллюзии на духоподъемный взрыв народного единения и существовали месяц назад — о чем Стрелков и говорит — но вряд ли на него с самого начала строился расчет.
Проблема в том, что задачу-минимум с наличными силами ополчение способно решить и решило — оно сковало действия карателей и дало возможность провести референдум в Донецке и Луганске. Оно обеспечило временной лаг «политикам» в Донецке для самоорганизации. Однако вчерашние события в Донецке говорят о том, что первоначальные планы оказались нарушены — либо ввиду недееспособности донецких руководителей, либо в связи с их работой на противоположные стороны (что чем дальше, тем более находит подтверждение). Объявленный состав правительства ДНР пока не свободен от людей олигархов — но их удельный вес существенно снижен, а руководить им будет человек из одной команды со Стрелковым. К сожалению, ушло слишком много времени.
По сути, две трети претензий, которые высказал Стрелков, адресованы не абстрактному населению, а конкретным деятелям в Донецке и Луганске. Им было дано время и возможности — они их весьма бездарно упустили. Теперь другие будут вынуждены наверстывать упущенное.
Однако и противник не сидит сложа руки. Группировка карателей под Славянском остается той же — плохо мотивированной и почти не слаженной сбродной командой, собранной по всей Украине. Ее солдаты, конечно, получают боевой опыт — но это не тот опыт, который помогает брать города. Это опыт отстреливаться от атак ополчения и опыт расстрелов города из орудий. Не более того. Однако численный перевес и перевес в огневой мощи все равно у карателей — и Стрелков не в состоянии нанести им сокрушительный удар — у него на это просто нет сил.
Кроме того, добавилась и новая проблема — банды Коломойского, которые начали налеты на пограничные с Днепропетровской областью районы ДНР. Ополчение пока успевает, хотя и с опозданием, отвечать на налеты зондеркоманд, но для того, чтобы упреждать их действия, сил нет тем более. Наконец, преступность. О ней тоже сказано в обращении — и нет ни малейших сомнений, что эта проблема скоро станет ничуть не меньшей, чем проблема карателей и зондеркоманд.
Собственно, для решения этих задач Стрелкову и нужны люди. Проводить мобилизацию он не может — для этого тоже нужны люди — и много людей. Нужно не только призвать, но и провести с мобилизованными хотя бы первоначальную подготовку, собрать их в подразделения, вбить минимальные понятия о дисциплине. Это время и люди — которых катастрофически мало. Поэтому о мобилизации на данном этапе говорить рано — Стрелков о ней и не говорит.
Опять и опять в полный рост встает проблема отсутствия пусть и негласной, но поддержки усилий Стрелкова и его группы из России. Задачу сбора и слаживания подразделений добровольцев можно и нужно решать за пределами Донбасса, после чего перебрасывать уже готовые группы под командование штаба ополчения. Но, похоже, что надежды на такое развитие событий нет — поэтому и приходится оглашать воззвания. Почти бессмысленные — очевидно, что на него если кто-то и откликнется, то совсем немногие.
Логика подсказывает, что после того, как власть в Донецке перешла (пусть пока весьма условно) в более решительные руки, задачу подготовки пополнения для ополчения должна решать именно она. Неизвестно, стоит ли такая задача перед Александром Бородаем — но сейчас он — единственный, кто сможет запустить этот процесс. Тогда воззвание Стрелкова имеет смысл, как объяснение причин, которые вынуждают правительство заниматься полупринудительным строительством армии ДНР.
Пока мобилизацию проводить рано — у ДНР нет гвардии, способной стать костяком полноценной армии. Поэтому армия ДНР будет весьма рыхлым, не очень надежным и лояльным инструментом. Но создавать небольшие по численности подразделения и запустить непрерывный конвейер по их подготовке правительство может. Они в итоге и должны будут стать основой будущей военной структуры не только ДНР, но и Новороссии в целом. Задачу ее создания никто не отменял — более того, только эта задача может считаться единственной на нынешнем этапе. Независимые ДНР, ЛНР и прочие НР по отдельности не имеют никакого будущего.