И снова об авторском праве. Но уже с позитивом.После целой серии законодательных кнутов (законов, регулирующих гражданско-правовой оборот контента в сети, антипиратского закона, а также предложений на высшем уровне о его расширении и ужесточении) В Госдуме появился первый пряник для народа. Речь идет о законе, освобождающем все советское культурное и научное наследие из под оков копирайта.
Законопроект внесен фракцией КПРФ, депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, А.А.Кравецом, Д.Г.Новиковым, С.Н.Решульским, В.В.Бортко и стал результатом деятельности рабочей группы “Пиратской партии России” и компартии, созданной для изменения законов об авторском праве.
Согласно данному закону:
1) Произведения науки, литературы или искусства, созданные за государственные деньги и обнародованные до 31 декабря 1992 года включительно, являются перешедшими в общественное достояние с момента обнародования
2) Сокращение сроков охраны произведений науки, литературы и искусства, созданных в советский период — они признаются находящимися в общественном достоянии со дня истечения 25-летнего срока со дня их обнародования (создания)
Таким образом, восстанавливается социальная справедливость, нарушенная в 1993 г. Верховным Советом РФ в процессе принятия «Закона об авторском праве», не обеспечив такой режим использования произведений и сократив пространство легального доступа, задним числом увеличив сроки охраны произведений, которые уже истекали к тому времени.
Понятно, что в настоящее время Шахназаров и другие руководители компаний, получивших с щедрой руки власти в наследство каталоги советских фильмов, песен и фотоархивов, сейчас в бешенстве. Если закон будет принят, несомненно, большое количество дармоедов, не имеющих никакого отношения к созданию произведений, права на которые принадлежат современным постсоветским лейблам несомненно потеряют большую часть денежных средств, которые ежегодно набивали кошельки.
Позавчера я был в эфире LifeNews, где дискутировал с представителем РАО и Мосфильма по поводу предложенного законопроекта. Позиция обоих, думаю, вполне понятна. Но мне хотелось услышать аргументы и цифры. Суммы доходов от монопольного использования советских произведений юрист Мосфильма отказалась сообщать, отшутившись, что мол сначала вы озвучьте суммы доходов пиратов от использования все тех же произведений, а из аргументов, защищающих позицию о том, что исключительные права на произведения, созданные в СССР, нужно охранять максимально долго я услышал следующее:
1. Если исключительные права будут отменены, то как же они будут охраняться?
Я так и не смог понять, от кого и зачем надо охранять например фильмы «Прибытие поезда» или «Свадьба в малиновке», музыку фирмы грамзаписи «Мелодия» или фотоархив ИТАР-ТАСС?
2. Мосфильм тратит много средств на реставрацию и оцифровку картин. Если Мосфильм лишится дохода, то кто будет этим заниматься?
Простите, но я вправду не понимаю, неужели надо реставрировать и оцифровывать картину каждый год? Я полагал, что это один раз сделал и все. Кроме того, по—моему вполне очевидно, что в случае, если исключительное право на советские произведения прекратится, то найдется множество умельцев, желающих оцифровать и отреставрировать такие произведения.И даже без тех сумасшедших бюджетов, которые Мосфильм закладывает на это.
В случае принятия законопроекта любое лицо сможет беспрепятственно копировать и распространять произведения (копии которых в большом количестве и так существуют в сети Интернет), находящиеся под режимом “общественного достояния” без предварительного получения разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Такие лица будут также защищены от угрозы того, что они могут быть однажды привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав. Кроме того, любое лицо сможет получить законное право создавать на основе этих произведений ремиксы, мешапы, ремейки и любым иным образом перерабатывать произведения, что является необходимым условием в цифровом веке для развития новых творческих форм. Кроме того, любой контент ориентированный сервис сможет свободно реализовывать любым способом показ и прослушивание произведений, освобожденных из под копирайта. При этом, образующаяся конкуренция между контент-сервисами, будет способствовать лишь улучшению самих сервисов, как это непременно происходит на рынке.
Полагаю, интуитивно законопроект понятен многим пользователям, однако наверняка найдутся те, кто скажет «А зачем вообще нужен этот закон? Советских произведений и так полно в сети. Найти их не составляет никакого труда».Это верно.Но хочу вспомнить несколько наиболее ярких моментов, как правообладатели реализовали свои права, нарушая все рамки разумного:
В ноябре 2011 г. по антипиратскому закону #187-ФЗ Мосгорсудом по требованию Мосфильма был заблокирован один из крупнейших торрент-трекеров rutor.org за нарушение исключительных прав на фильм “Кавказская пленница или новые приключения Шурика”, снятый в 1967 году режиссером Гайдаем.
В 2010 г. известен случай, когда РАО требовало деньги с ветеранов за исполнение военных песен, в том числе песни “Смуглянка”, авторами которой являлись композитор А. Новиков и поэт-песенник Яков Шведов, оба умершие в 1984 г.
В 2011 г. премьер Путин обещал распустить “Объединенную государственную киноколлекцию”, которая распоряжалась большим кол-вом исключительных прав на произведения, после чего произведения должны были бы перейти в общественное достояние. Однако благодаря усилиям некоторых лоббистов, не желающих терять доход от проката советского культурного наследия, исключительные права ОГК были переданы киностудиям.
ФГУП “Союзмультфильм” считающий себя правообладателем всех выпущенных на студии мультфильмов и известных персонажей советских мультфильмов, запрещает иным лицам без его разрешения использовать мультфильмы и персонажей. За время работы, с 1936 по 1991 г. в фондах «Союзмультфильма» накопилось порядка 1500 фильмов, в которых действуют не менее 13 000 персонажей. И все это богатство, по словам представителей киностудии, в полной мере может принадлежать только «Союзмультфильму».В соответствии с действующим законодательством доход от использования имущественных авторских прав поступает в “Союзмультфильм”, который в дальнейшем по своему усмотрению распоряжается вырученными деньгами. При этом, авторы музыки, сценаристы режиссеры (как и их наследники) этих мультфильмов/фильмов не имеют никаких прав по существующему и советскому закон-ву.
Именно поэтому, переход советского и научного культурного наследия в правовой режим «общественного достояния» — очень важный и нужный шаг, предложенный ППР, и поддержанный КПРФ. Надеюсь, что этот законопроект так же быстро пролетит все 3 чтения, как и «антипиратский закон», за который народоизбранники проголосовали большинством голосов.
Первоисточник — http://habrahabr.ru/post/223701/