Настойчиво просят прокомментировать выступление Бородая, где он фактически отказался от планов национализации имущества Ахметова в стиле «Мы же не коммунисты». Мол помалкиваешь, потому что сказать нечего. Сказать как раз есть чего.
Об их национализации речь не идет. Мы никакого отношения к коммунистам, которые что-то хватают и национализируют, не имеем. Мы уважаем право частной собственности.
Тут на деле нет ничего неожиданного — с точки зрения просходящего, на территории Донбасса сейчас идет национально-освободительная борьба на мелкобуржуазной основе. Лидеры этой борьбы в большинстве своем относятся к частной собственности на средства производства как к священной корове, мол нельзя отбирать и все тут. Даже у злейших врагов нельзя. Поэтому никакого отношения к коммунистам руководство ДНР действительно не имеет. Нельзя, потому что это часть их буржуазного мировоззрения. Хорошо это или плохо? Это печально, хотя и было очевидно с самого начала национально-освободительной борьбы на Донбассе.
Поэтому вместо того, чтобы отбирать присвоенную олигархом Ахметовым (и прочими упырями вроде Таруты и Ко) общенародную собственность, некоторые лидеры ДНР публично озвучили фактические гарантии собственности врагов ДНР. Идеологические догматы оказываются выше политической необходимости и ставят под угрозу выживание ДНР, так как такие «объявления национализации» и последующие отказы от нее — серьезно демотивируют людей.
Ибо вроде бы и идет война на уничтожение, но «брать чужое нельзя». Поэтому и возникает легкий сюрреализм ситуации, когда Ахметов де- факто пытается уничтожить ДНР и установить на Донбассе режим фашистской оккупации, а некоторые вожди ДНР обеспокоены, как бы не стать случайно коммунистами (хотя национализация не есть коммунизм — тут Бородай и Ко просто плохо знают теорию) отбирая собственность врагов народа Донбасса. Напоминает известную ситуацию, когда уже США и Третий Рейх находились в состоянии войны, а заводы Форда во Франции производили колесную технику для вермахта. Война-войной, а гешефт по расписанию. Так и на Донбассе — ДНР воюет с хунтой, а предприятия Ахметова трогать нельзя, хотя они фактически отчисляют налоги не в Донецк, а в Киев. Можно лишь вспомнить пафосно-выспренного Милюкова с его риторическим вопросом — «Что это, глупость или измена?»
При этом стоит помнить, что единственной реальной объединяющей силой в Донецкой Народной Республике служит прежде всего антифашизм, который связывает воедино весь этот конгломерат ополченцев, политических групп, элитных кланов и прочих частей распавшегося украинского общества, которые ныне собраны в неустойчивую структуру ДНР. Споры вокруг конституции «с православием в обнимку», вопросы к праву собственности на средства производства, неясное политическое будущее самой ДНР, туманные торгово-экономические перспективы — все это приводит к крайне туманным образам будущего самого Донбасса, когда даже самые преданные сторонники, не могут внятно определить, каким именно будет будущее Донбасса, когда хунта будет повержена.
Сейчас есть густой образ врага, когда есть воевать против чего, но крайне мало общего для всех ответа «За что воевать». Поэтому среди тех людей, которым я так или иначе помогал добраться до Донбасса, чтобы принять участие в войне с хунтой, хорошо знали, против чего они едут воевать, но весьма смутно представляли себе, за что воюют то. Дело в том, что ответов «За что?» много, но они не являются общепризнанными на всей восставшей территории. Кто-то воюет за вхождение в состав РФ, кто-то за независимую ДНР, кто-то за православие, кто-то за Новороссию, кто-то за освобождение Украины и так далее. Это набор персонально-групповых «малых войн», который пока не преобразовался в единой образ будущего для Донбасса. И отсюда происходят удручающая для многих проблема множества лидеров, которые периодически ругаются между собой и не могут решить вопрос с единым вождем и тем будущим, к которому этот вождь Донбасс поведет.
Пока этого не произойдет, единственной реальной склейкой был, есть и останется антифашизм, который обеспечивает возможность вести войну и победить в ней (при всех внутренних политических, идеологических и экономических противоречиях), но не дает никаких гарантий успешного будущего и какой-то четкой структуры нового государства. Можно создать государство (если ДНР таки будет независимым суверенным государством) на основе борьбы с чем-то и отрицанием чего-либо, но построить на этой основе государство нельзя. Пример Украины, построенной на отрицании России и СССР тому отличный пример. 23 года на Украине упивались своей «нероссийскостью» и «несоветскостью», но так и не смогли создать собственно Украину, которая в конечном итоге обернулось архаичной формой фашизма приведшего к распаду общества и государства.
Поэтому как и на Украине, помимо вопроса отрицания, у Донбасса существует простой и ясный вопрос — за что идет война (против чего понятно). За какой Донбасс?
Вполне понятно, что часть людей сидит по домам вследствие известной проблемы «моя хата с краю». Но это ведь часть проблемы. Условный шахтер, которого попрекают бездействием, естественно недоумевает, когда власти восставшего Донбасса, дают гарантию олигарху, который мало того что присвоил общенародную собственность и нажился на эксплуатации рабочего класса, так еще и хочет уничтожить этот самый восставший Донбасс, попутно обеспечив для самих рабочих жизнь в условиях фашистской диктатуры. Вот и сидят многие шахтеры в своих забоях. Они бы может быть и рады пойти воевать против фашизма, но вполне резонно возникают вопросы и о том, за что же воюем. И есть опасения, что не за имущество ли олигархов гарантированное новой властью? Получается, что такие рабочие люди просто не видят в новых руководителях разительных отличий от того же Ахметова, перед которым народные вожди почему то расшаркиваются.
А так как мощных коммунистических партий на Донбассе не наблюдаются и там действуют скорее осколки КПУ, ПСПУ, «Боротьбы» и прочих левых партий и движений, то в реальности сидящая по домам масса рабочего класса Донбасса, просто выступает зрителем кровавой борьбы, где ни одна из сторон в реальности не представляет их интересы. Они скорее всего выйдут, не все и не сразу, но выйдут, просто в силу угрозы фашизма, которая с февраля выступает лучшим мотиватором брать в руки автомат. Но это будет вынужденный выход обусловленный обстоятельствами, а не борьбой за будущее Донбасса, которое им понравилось.
Все это приводит к вполне понятному выводу — национально-освободительная борьба на Донбассе решит вопрос национального угнетения (терпение людей, которым десятилетиями навязывали чужой язык, чужую культуру и чужих «героев-предателей» иссякло), но не решит вопроса угнетения экономического (бедности, социальной незащищенности, привилегированного положения крупного капитала, плохих условий труда и т.д.) , которое в числе прочего и было одной из причин социального взрыва на Украине, который мировой империализм во главе с США использовал для захвата власти и установления открытой террористической диктатуры фашистского толка.
С моей личной точки зрения, более решительна экономическая политика, без этой мелкобуржуазной расхлябанности и в интересах большинства народа Донбасса, привлекла бы на сторону ополченцев куда бы как больше людей. Еще раз повторюсь, национализация не есть коммунизм — это всего лишь один из экономических инструментов (с точки зрения строительства коммунистического общества немаловажный и лишь тогда, когда решает вопрос полной ликвидации частной собственности на средство производства — не путать с личной собственностью), которым не брезгают и капиталистические режимы и скажем элементы национализации можно встретить в период правления известного «коммуниста» Франклина Делано Рузвельта.
Могут сказать, что такие подачки со стороны Бородая Ахметову, есть часть закулисного торга, когда с бежавшим олигархом пытаются договорится, чтобы перетащить его на сторону ДНР, после всех тех заявлений которые он уже сделал и всех попыток устроить протесты против ДНР за счет рабочих своих предприятий. Но на деле, Ахметов за все время развития революции на Донбассе, не сделал практически ничего, чтобы внести свой вклад в борьбу с фашистской хунтой, а вот нагадил немало. Какие могут быть объективные основания для договора с Ахметовым, если его плотно держат за его финансовые активы на Западе (представители США уже намекали ему перед падением режима Януковича, что если будет дергаться, то он пострадает) и его заводы находятся в зоне боевых действий. Он фактически зависим от представителей глобального капитала и киевской хунты в вопросах сохранения своей собственности. И ДНР ничего кроме словесных гарантий по заводам и собственности на Донбассе ничего ему дать не может. Поэтому если даже предположить, что это часть торга, то на мой взгляд он базируется на каких-то иллюзиях (связанных с наличием бывших людей Ахметова в структурах ДНР) и неверных предпосылках, базирующихся на мелкобуржуазном характере группировок осуществляющих реализацию военно-политической власти в ДНР.
В этом плане, можно констатировать, что после достижения победы над фашистской хунтой (а лично я уверен, что Донбасс выстоит несмотря на вопиющие проблемы с организацией власти, военного строительства и лидерства), его ожидают очень тяжелые и болезненные внутренние процессы связанные с реорганизацией внутренней экономической и общественно-политической жизни, когда расхождения во взглядах на устройство общества и государства окажутся залогом суровой внутриполитической борьбы за будущее Донбасса.