Киевские путчисты, совершив переворот, немедленно столкнулись с задачей взятия под контроль всей той разношерстной толпы, которая привела их к власти. Основную трудность составляло то, что киевская хунта была, есть и остается конгломератом самых разных кланов и откровенных банд, имеющих разных покровителей и зачастую выполняющих противоположные задачи. Поэтому личная гвардия являлась и продолжает являться залогом выживания. И не только политического.
В итоге было найдено относительно здравое решение — создание Национальной гвардии и войск территориальной обороны. Через Национальную гвардию пропустили отмороженных боевиков Майдана, и восстание на Донбассе стало в каком-то смысле подспорьем в деле ликвидации этой неподконтрольной никому вольницы. Не так давно были опубликованы данные контрразведки Стрелкова, где учитываются потери противостоящих ополчению карателей. Цифры, естественно, не абсолютно точные, но здесь важнее соотношение. Из 1000 с небольшим карателей 599 — это как раз Национальная гвардия, которая проходит по сводкам ополчения как «Правый сектор», что в общем-то, недалеко от истины. 60% потерь — это показатель выучки, но также и показатель того, как используется этот ресурс. Используется без счета, без жалости, на истребление. Ничего другого от этой публики, кроме как доблестно умереть, и не требуется.
Однако уничтожение не слишком большого, хотя и весьма активного количества героев Майдана не решает другой проблемы — гораздо более важной.
Страна, стоящая на грани экономического коллапса, позволила себе полномасштабную войну. Денег у Украины нет от слова вообще даже на мирную жизнь. Но главный вопрос — вопрос о власти вынуждает Киев воевать. Однако вне зависимости от того, будет подавлено восстание на Донбассе или нет, коллапс неизбежен.
Бытует представление, что социальные бунты осенью-зимой снесут хунту, и она есть явление временное. Может, и так. Но скорее всего, этого как раз и не произойдет. Это как с Америкой — есть категория людей, которые говорят: Ну еще три месяца, ну полгода — и доллар рухнет. И тогда всем сразу станет хорошо. Вздохнем полной грудью, освободившись от оков. А доллар не рушится. И США тоже как-то не собираются умирать. Поэтому выход — назначается новый срок, и все мудрые действия российской власти объясняются тем, что она сидит в засаде и продолжает ждать — вот-вот все произойдет. Нужно только день простоять, да ночь продержаться.
В реальной жизни умирающий умирать не хочет. И ищет способы сделать это как можно позже. Киев, похоже, нашел способ решить проблему неизбежных бунтов при любом самом жестком сценарии.
В каждой области Украины сразу после победы Майдана была начата работа по созданию так называемых территориальных войск самообороны. Основу их составляют территориальные батальоны, подчиненные формально МВД, но на самом деле эта подчиненность выглядит весьма смутной. Наиболее одиозные батальоны, которые на слуху — так называемые частные армии олигархов «Днепр», «Азов», «Донбасс». Но параллельно существуют и «Ровно» (о завершении его формирования объявлено 21 мая), «Киев-1» (который уже 7 мая прибыл в Одессу поддерживать порядок после массового убийства людей в Доме профсоюзов, так как местный батальон «Шторм» был еще не сформирован, а на милицию хунта и не рассчитывает). Созданы батальоны «Харьков» и «Слобожанщина», которых доведут до общей численности в 900 человек, «Винница», сформированная 21 апреля и так далее.
Подготовка этих батальонов, судя по всему, укладывается в крайне короткий срок, сравнимый с армейским курсом молодого бойца. Во всяком случае, батальон «Тернополь» сформирован 7 мая, присягу принял 2 июня. «Ивано-Франковск» закончил комплектование 30 апреля, присяга — 18 мая.
Понятно, что готовят эти батальоны не к боевым действиям. Две недели или даже месяц муштры для этого слишком короткий срок. В общем-то, судьба «Донбасса», разгромленного на блок-посту в Карловке двумя десятками местных ополченцев с дробовиками и укороченными АКМ, в данном смысле весьма показательна. Семенченко больше расстреливал своих же, чем стрелял по ополченцам.
В сводке контрразведки Стрелкова потери этих самых батальонов территориальной самообороны стоят на третьем месте — 74 убитых из тысячи с небольшим. При том, что территориальные батальоны действуют на территории ДНР именно как каратели — исключительно по безоружным и мирным, такие потери говорят сами за себя.
Однако смысл в этой системе заложен весьма большой. Задача всех этих «Львовов», «Слобожанщин» и «Днепров» — не «сепаратисты». Как там выйдет с Донбассом — вилами по воде писано, а вот подготовка к зиме — вопрос серьезный. И не только в хозяйственном отношении.
История показывает, что государство террора и насилия практически невозможно разрушить изнутри. Фашистская Германия, современные США — прекрасный пример. Это страны, в которых невозможно даже представить себе внутренние волнения, способные изменить существующий строй. Киев не изобретает велосипед, он делает то же самое, исходя из своих скудных возможностей и специфики. Территориальные зондеркоманды вполне способны подавить любой неорганизованный бунт в своей области. Численность харьковских зондеркоманд в 900 человек — вполне достаточна для выполнения такой задачи. Особенно если понимать, что никаких ограничений на насилие больше не будет. Любая бабушка, вышедшая на улицу с пустой кастрюлей, будет объявлена сепаратисткой и агентом ГРУ, после чего ее можно будет застрелить безо всяких процедур. Воздушные атаки мирных городов и массовые расстрелы гражданских на Донбассе четко показывают, что времена кровавого диктатора Януковича безвозвратно ушли. Никто больше не будет обсуждать — применять ли при морозе в 20 градусов водометы или нет. Просто потому, что их вообще не будут применять — будут расстреливать.
И еще один момент, который есть смысл понимать. В ситуации экономического коллапса и тотального отказа от любых социальных гарантий зондеркоманды станут тем местом, где будут платить, кормить и главное — дадут любые права в обмен на полную лояльность. В ситуации повального голода и холода территориальные батальоны будут ломиться от желающих в них попасть. Так что проблем с обучением и восполнением потерь не будет никаких.
Опасность таких структур для хунты тоже очевидна — каратели будут находиться в слишком привилегированном положении, чтобы не создавать опасность для целостности государства. Они немедленно перейдут под контроль олигархов (и батальон «Днепр» тому пример), которые окончательно оформят свою автономию от Киева. Зондеркоманды в свободное от расстрелов гражданских время будут решать проблемы олигархов — воевать между собой, воевать с Киевом, да много еще чего полезного можно сделать с такой структурой.
Но главная задача — задача устойчивости фашистской Украины — с помощью подобных структур может быть решена и скорее всего, так и произойдет. Для этого, в общем-то, все и затевается.