Принятие присяги сегодня в Донецке — событие в чем-то парадное, в чем-то символическое. Тем не менее, попытки создания единого командования и объединения разрозненных и имеющих во многом самостийное управление вооруженных отрядов ополчения в армию постепенно начинают носить все более осмысленный и целенаправленный характер.
Задаваться вопросом: неужели этого нельзя было сделать раньше, нет смысла. Стихийность процессов слишком очевидна, как бы ни старалась киевская пропаганда представить их неким оккупационным проектом Кремля. Кремль, может быть, и вообще рад был бы, чтобы обошлось без этого, но события идут своим ходом и обладают своей собственной логикой. Почему сегодня, а не вчера? Ну вот просто потому, что только сейчас смогли, вот и весь ответ.
Строительство единой армии ДНР является совершенно неотложной задачей. Партизанщина и классический крестьянский характер восстания, когда восставшие не желают ни подчиняться кому-то, ни идти помогать соседям, ведут к поражению. Не сегодня, так завтра. Ситуация, при которой Славянск истекает кровью, его стирают с лица земли, а буквально в 50-60 км находится несколько тысяч вооруженных, экипированных людей, не очень хорошо понимающих, что же им делать, выглядит идиотизмом — но она именно такова.
В сложившейся обстановке первый и главный шаг — создание органа единого политического руководства. Пока эта задача так до конца и не выполнена. Донецку требуется учреждение высшего органа чрезвычайного управления. Ставка главного командования, Совет народной обороны — название неважно, важен принцип. Второй шаг — подчинение этому органу всех отрядов ополчения, если потребуется, то и силой. Третий шаг — верховное военное командование, его штаб, структуры военного управления.
Три генерала с опытом командования дивизией, ее штабом и тыловыми службами сейчас стоят гораздо дороже сотни танков, так как ДНР выходит на уровень, на котором любительщина уже не прокатывает. Опыт военного округа — вообще предел мечтаний. Прекрасные полевые командиры Стрелков, Безлер, Мозговой находятся на своем месте, в Донецке нужны совсем другие люди — со своим, чисто управленческим опытом.
На сегодня для Донецка это является критически важной задачей. Принятие присяги — первый и очень робкий шажок в этом направлении. Хорошо, что он уже сделан, но главное, чтобы руководство восстания срочно наверстывало упущенные ранее возможности.