Консультации в Донецке могут быть продолжены во вторник, — об этом сообщил вчера премьер ДНР Бородай. Правда, формат этих консультаций вызывает вопросы со всех сторон. Соответственно, не совсем понятна их цель и возможные результаты.
Безусловно, основные вопросы вызывают фигуры Медведчука и Шуфрича. Появившиеся как чертики из табакерки и непонятно кого представляющие. Совсем списать на козни Путина их не получается — просьбу Меркель о том, чтобы Медведчук был посредником на переговорах даже совсем отмороженные свидомые политики не рискуют ассоциировать напрямую с Россией — в противном случае придется неявно заявить о том, что канцлер Германии пляшет боевой гопак под музыку из Кремля.
Однако в таком случае немедленно возникают подозрения, что это жжж… не спроста, по какому поводу появляется версия, что Медведчука готовят на пост руководителя Донецкой ОГА, а Шуфрича — соответственно, Луганской.
Похоже, что в Донецке и Луганске тоже не слишком понимают роль навязанных им микроолигархов и не очень хорошо представляют себя в этом новом розовом будущем. Желание олигархов расписать ситуацию по привычной схеме милого междусобойчика не вписываются в идеи восстания, которое носит не только и даже не столько антиукраинский, сколько антиолигархический характер. В отличие от киевских революционеров, которые умудрились доскакаться до банального передела власти между олигархическими кланами, на Востоке повторять их прыжки по граблям не торопятся.
Тем не менее в открытую возражать Москве ни в Донецке, ни в Луганске пока не хотят — хотя вероятность того, что их задвинут за печку весьма и весьма высока. Если киевляне и западенцы настолько тупы, что легли в землю для того, чтобы одну банду воров сменить на несколько банд других, то в Донецке становиться их братьями по разуму очень не хотят.
Постепенно вырисовывается логика происходящего с точки зрения Кремля. Ситуация в Крыму и на Востоке Украины с самого начала для Москвы была принципиально различной — во главе событий в Крыму находились системные люди — Константинов, Аксенов, для которых переобуться из членов Партии регионов в Единую Россию — дело привычное и естественное. Вассалы всего лишь сменили сеньора, для феодальных порядков современных Украины или России все в порядке вещей.
С Донецком и Луганском такой ясной картины не наблюдается. Классово близкого олигарха Ахметова как-то внезапно подвинули непонятные люди с весьма неоднозначными целями и лозунгами. Появившиеся варяги из России типа Стрелкова и Бородая окончательно притормозили любое желание помогать всем этим персонажам. Путин пришел к власти под лозунгом «Никогда и ни при каких обстоятельствах не допустить пересмотра итогов приватизации» — причем даже предложенный им во время предвыборной кампании разовый налог на олигархов прочно забыт. Предполагать, что он бросится помогать тем, кто не скрывает своего негативного отношения к олигархии, как абсолютному злу, генерирующему бесконечную несправедливость, явно нелепо.
Не деньги на тайных счетах в Швейцарии и не имущество за рубежом — причина резкого торможения Москвы в отношении карательной операции хунты в Донецке и Луганске. Чушь это все, хотя как один из не очень значительных факторов и может оказывать некоторое влияние на интересы Кремля. Вопрос куда как серьезнее.
Пока ЛНР и ДНР руководят странные люди с откровенно враждебными нынешнему порядку вещей целями, Путин не пошевелит и пальцем — даже если хунта зальет весь регион напалмом и зажигательными бомбами. Ничего личного — просто не для вас мама такой цветочек выращивала. Людям не из системы помощи не видать.
Переговоры и мирное урегулирование — удачный способ ввести в руководство фрондирующих восточных регионов классово близких и лояльных олигархов средней руки. Их интерес понятен — сумел ведь Ахметов, грабя этот самый регион, стать первым богатеем незалежной Украины. Перейти из первой в высшую лигу — вполне лакомая перспектива для скромных «посредников» на нынешних переговорах.
Интерес Москвы — убрать в сторону непонятных для нее людей с опасными мыслями. Интерес Порошенко — в том же. Лучше иметь перед собой понятного собеседника с ясными целями и задачами, имеющего такую же понятную «крышу» и договороспособного, чем идеалиста Стрелкова, для которого нынешний Киев — просто гитлеровский Берлин, и он на полном серьезе рассчитывает расписаться на стенах рейхстага. Другого развития событий он просто не видит.
Парадоксально, но в минусе остаются как нацисты-бандеровцы, так и идеалисты-романтики с их странной идеей Русского мира. Стрелков вчера уже высказал предположение, что всю мразь Майдана собирают сейчас перед ним с единственной целью — взаимного истребления. После чего пауки спокойно добьют оставшихся в живых и договорятся между собой. Как на уровне Донецк-Киев, так и на уровне Москва-Берлин-Вашингтон. У всех есть потери, но есть и приобретения. Вот их-то и нужно зафиксировать. Лишние глаза на этом пиршестве совершенно не нужны.
Понятно, что не все согласны с таким сценарием. Да и реализовать его так просто не получится. Поэтому еще ничего не предрешено, и у Стрелкова остаются шансы если не на победу, то хотя бы на то, что он останется фактором, влияющим на планы олигархов Москвы и Киева. Пожалуй, только на это и остается надеяться.