Вчера вечером произошло то, во что до сих пор многие не могут поверить — от своей должности по неизвестным причинам был отстранён министр обороны ДНР Игорь Стрелков. Человек, на котором, по большому счёту, держалось всё военное командование Новороссии последние три месяца. Как такое могло случиться?
К сожалению, произошедшее — тяжёлое последствие всё тех же проблем, с которым столкнулось сопротивление в Крыму — отсутствие идейности протестов и партии-ядра, вокруг которого могло сплотиться Сопротивление.
Надо понимать одну простую вещь — когда только начиналась Русская Весна, рядом со стихийно восставшими не было даже отдалённого подобия РСДРП(б). То есть, не было никакой революционной структуры, не было никаких координационных советов, не было даже коллективов печатных органов типа Искры, которые своим авторитетом и минимальной сплочённостью могли бы организованно повести за собой людей. Да, были осколки из Боротьбы, были ахметовские креатуры и местные царьки, была даже народная самоорганизация — но серьёзной организации профессиональных революционеров, той самой, о которой говорил Ленин в своей работе «Что делать?» — не было.
Но это лишь следствие. Следствие того печального факта, что при интуитивной ясности, против кого и каких процессов осуществлялось восстание, было совершенно непонятно, за что, собственно, воюет народ. По метаниям ДНР-ЛНР из лева (государства рождались под Интернационал, и во многом пытались походить на советские республики времён Гражданской войны) вправо (непрекращающиеся попытки оставить крупную частную собственность и договориться с олигархами) и даже с закосом в монархизм (православие, которое пытались закрепить в конституции, царские чины в армии, и т.д.) очевидно, что русский народ попросту запутался, чего же он в действительности хочет и за что борется, помимо фундаментальных прав на жизнь, родную землю и возможность разговаривать на своём языке.
Эта неоднородность среди вождей революции, часто превращающаяся в ненужные склоки, отсутствие монолитности целей и задач новообразованных правительств, а также чёткой идеологической основы — всё это неизбежно привело к тому, что процесс начал, как и в случае с Крымом, открыто контролироваться Москвой, куда на поклон по очереди съездили, пожалуй, уже все первые лица республик, после чего в руководстве магическим образом происходили отставки и ротации ключевых кадров. При всей «полезности» подобных перемен в плане договороспособности самопровозглашённых государств с «серьёзными людьми», вскрылась куда более опасная проблема — вся какая-никакая имеющаяся сплочённость Сопротивления держится исключительно на личностях, причём всего нескольких, среди которых был Игорь Иванович. Тот ропот и волна негодования, пошедшие с момента известия об его отставке, само за себя говорит о том, что в руководстве банально нет людей такого же калибра. Людей честных, принципиальных и неподвластных.
Стрелкова можно обвинять в чём угодно, особенно с «левой» стороны — но он всё равно остаётся идейным и последовательным человеком, шаг за шагом отстаивающим свои убеждения и взгляды. Не прогибающийся под изменчивый мир, не мимикрирующий под представителя народных чаяний, а ведущий свою жёсткую линию и реализующий ровно то, о чём и говорит.
Людей такого масштаба среди руководства не только народных республик, но и вообще всех современных стран можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому выбивание такого человека из колеи — это в любом случае тяжёлый удар, последствия которого в любой момент могут стать катастрофическими.