Или каковы потери населения РФ вследствие дефолта августа 1998 года?
Вчера была очередная годовщина приснопамятного дефолта августа 1998 года, когда государство объявило о своей неспособности поддерживать финансовую пирамиду ГКО и об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару. Результатом этого явилась годовая инфляция равная 84,5% от уровня декабря 1997 года и 4-х кратный рост курса доллара относительно рубля. Всё это по совокупности очень сильно и в очередной раз ударило по благосостоянию российских граждан и так очень шаткому после т.н. шоковой терапии 1992 года.
Сейчас существует позитивная оценка этих событий. Мол, дефолт дал толчок к развитию и оживлению российской промышленности. Это так, но это только одна сторона медали. Вторая сторона — это новый рост смертности населения в следствие экономических и социальных тягот, бросивших в нищету население России. Далее я дам примерную оценку демографических потерь от августа 1998 года.
За основу для расчета взяты данные Росстата.
Как видно из графика, т.н. шоковая терапия, проводимая российскими либералами, резко увеличила общую смертность населения России со среднего уровня 80-х в 10,8 промилле до 15,7 в 1994 году. Для понимания масштабов этой рукотворной демографической катастрофы сообщаю, что один промилле в то время был равен 148 тыс. человек. Следовательно, мгновенный рост смертности на 5 промилле означал, что либералы своими действиями убили 740 тыс. россиян только в 1994 году. Всего же с момента развала СССР в одной только России сверхсмертность вследствие реформ составила порядка 10-12 млн. человек.
Но сейчас речь не об этом, а о цене дефолта августа 1998 года. К 1998 году общество начало приходить в себя от экономического и социального шока. Это видно и по снижению смертности до 13,6 промилле. После дефолта смертность подскакивает вновь и буквально за пять лет достигает своего исторического максимума в 16,4 промилле в 2003 году. Таким образом очевидна связь между дефолтом и новым ростом смертности среди населения России. Мой расчет показывает, что общие потери от дефолта 1998 года составили порядка 3,3 млн. человек. Именно такова смертельная цена дефолта.