Позволю себе предположить, что если не произойдет какой-либо провокации а-ля Восточная Гута (причем необязательно с химической отравой), то сегодня мирные соглашения в рамочном виде будут подписаны.
И Киев, и Москва крайне заинтересованы в прекращении, по крайней мере, временном, огня. Каждый по своим причинам. Киев стоит на грани военной катастрофы, которая завершится катастрофой политической. Порошенко сумел в значительной мере уполовинить запасы отморозков, однако их количество еще вполне велико. И теперь они не с битами и булыжниками, а с автоматами, которые еще нужно у них как-то изъять.
Задача Киева — привести к покорности территориальные банды. Большинство территориальных батальонов, как ни странно, но не принимало участие в АТО — их задачей изначально было соблюдение порядка на территориях вместо рухнувшей системы МВД. Поэтому участие в боях принимали в основном тербаты, сформированные на территории Донбасса, плюс спецбатальоны олигархов. Именно в них призывались свидомые отморозки, и как раз они и были в значительной степени разгромлены. Сидящие в Мариуполе сейчас «Винница» и «Хортица» были брошены на усиление, и в боях так особо и не отметились, в отличие, к примеру, от того же «Азова».
В этом смысле задача Порошенко выглядит вполне решаемой.
Вторая задача Киева — воссоздание армии. Судя по заявлениям, ставка будет сделана на мобильную и компактную армию. Именно аэромобильные части показали себя наиболее серьезной частью карательной экспедиции — их действия носили наиболее осмысленный характер, и именно они добивались относительно приемлемых результатов. Навалы и забрасывание мясом делались от безысходности — в бой бросали то, что было под рукой.
Сейчас разгромленные части военных приобрели опыт, ненависть, и представляют из себя в опытных руках вполне годный материал для переформатирования. Судя по всему, как раз этим и займутся НАТОвские профессионалы и инструктора.
С учетом того, что техника ВСУ в значительной степени осталась на полях Донбасса, США и здесь получат свой маленький гешефт, начав перевооружение ВСУ под натовские стандарты. Это не будет быстрым процессом, но главное — начать.
Москва тоже заинтересована сейчас прекратить огонь. Так удастся окончательно закрыть вопрос с «отпускниками», оставив это своим маленьким секретом полишинеля. Во-вторых, откроется возможность начать переговоры по газу, так как опустевшие газовые хранилища на Украине внушают серьезные опасения за зимний сезон поставок газа в Европу. Газпром провел экстренные мероприятия, однако ему, по недавним словам министра топлива России, удалось закрыть вопрос лишь с половиной возникающего дефицита будущих поставок. Если осень не будет холодной, тогда время еще есть, и можно успеть подготовиться к зимнему сезону.
Интерес Европы к прекращению огня на данном этапе носит сугубо утилитарный характер, но до весны война ей точно не нужна. Наконец, США вполне удовлетворены уже имеющимся результатом — Россия и Украина теперь враги навек, базы НАТО под Харьковом становятся реальностью. Не сейчас, так чуть позже. Вашингтон умеет не спешить там, где можно подождать.
Донецк и Луганск остаются в роли, скажем так, не слишком приглядной, но им будет брошена кость — фактическая независимость, но в составе Украины, право проведения собственных выборов при условии проведения выборов в Раду, ограниченная бюджетная самостоятельность — на территориях оставят ранее уходящие в Киев налоги. Не все, естественно.
В Минске на пятисторонней встрече уже было принято решение о создании фонда восстановления Донбасса. Скорее всего, он будет формально базироваться в Белоруссии, но основное наполнение его будет московским, соответственно, распределяющие его средства будут тоже москвичи. Работа будет крайне хлебной, так как все и сразу восстановить невозможно, поэтому появится возможность регулировать очередность и полноту восстановления тех или иных объектов. Понятно, на небезвозмездной основе. Поэтому те, кто сидит на местах в Донецке и Луганске, будут включены в список распределяющих — чем будет обеспечена их лояльность.
Ополчение будет уравнено в правах с территориальными батальонами, его формально подчинят МВД — но скорее всего, на первом этапе будут смотреть сквозь пальцы на его самостийность. В Донецке фаза войны между полевыми командирами уже заканчивается, в Луганске она сейчас еще в полном разгаре. Поэтому регулировать лояльность ополчения будут помощью наиболее послушным полевым командирам в борьбе с менее послушными конкурентами.
Идея Новороссии в таком формате окажется подвешенной в воздухе — под ней не будет главного — людей. Идея будет, а вот тех, кто будет ее воплощать — все меньше. Возможно, оставят несколько медийных персонажей и символов — вроде Павла Губарева. Чтобы они символизировали победу Донбасса, но не более того.
На чем Первая Донбасская война по сути, будет завершена. То, что Вторая неизбежна — факт. Украина продолжает идти к развалу, и этот процесс не остановить. Россию в аналогичной ситуации спасло от развала то, что был найден Путин, который использовал неразрешимую проблему незалежной Чечни для ликвидации пещерного олигархического правления, доедающего остатки страны, и через Вторую Чеченскую сумел объединить распадающуюся Россию.
Найдется ли на Украине свой Путин — вопрос. Но как только найдется — Вторая Донбасская война станет неизбежной. Не найдется — Украина так и развалится сама собой. Формат ее распада предугадать сейчас невозможно, а потому и нет смысла обсуждать.
Еще раз повторю, что написал вначале. Это все — сугубые предположения. Не более того. Тем интереснее будет посмотреть, что из этого правда.