Капитал ставит музыку на счётчик
Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки к «антипиратскому» закону. Теперь его действие распространено на книги, музыку и программное обеспечение, а не только на фильмы и сериалы. Норма вступит в законную силу с 1 мая 2015 года.
В законопроект добавили возможность решения споров с правообладателем, не дожидаясь вердикта суда. Также изменения предусматривают, что доступ к сайту могут заблокировать навсегда, если он систематически нарушает право интеллектуальной собственности. Много и других поправок, увеличивающих выгоду для правообладателей. Например, чтобы максимально сократить их потери от незаконного использования произведений, предлагается ограничить сроки реагирования одними сутками. Если за сутки «пират» не удалит объект авторского права, в дело вступают судебные процедуры. Ещё один показательный нюанс состоит в исчислении того момента, с которого злоумышленник юридически считается «знающим» о совершении своего злодейства. Этот момент наступает не с даты подачи иска, а с даты направления правообладателем заявления. В результате можно совершенно законно увеличить компенсацию за нелегальное использование контента, то есть, содрать побольше с незадачливого «пирата».
Данные меры преподносятся как необходимые шаги для «защиты прав авторов». Однако хорошо известно, что автор и правообладатель — это не обязательно одно и то же лицо. В большинстве случаев авторы различных произведений вынуждены передавать права на свои творения издательским конторам, притом на кабальных условиях. Что же касается культурного наследия нашей страны, то оно растащено по частным лавочкам точно так же, как её недра. Подобно тому, как нефть и газ, бывшие некогда общенародным достояниям, принадлежат сейчас «Роснефти», «Газпрому» и другим монополистам, советские фильмы, музыка, книги принадлежат «Мосфильму», «Мелодии» и Российскому авторскому обществу. Какие-то из этих контор имеют открыто частный характер («РУСАЛ», издательство «АСТ»), какие-то прикрываются государственной вывеской («Алрос», РАО), но суть остаётся той же — священное право частной собственности.
Насколько нелепа и чудовищна сложившаяся ситуация, хорошо видно из комментария на «Хабре», где подробно разбирается данный вопрос:
…Что же получается? Советского союза нет, Гайдай умер в 1993 г., режиссеру Меньшову права не принадлежат, также как и не принадлежат никому из композиторов и сценаристов фильмов, а Мосфильм продолжает доить корову советского копирайта. При этом, очевидно, нынешний Мосфильм – это уже далеко не тот Мосфильм, который когда-то существовал в Советской империи. Там сидят другие люди, снимают изредка другое кино, и, если уж быть честным, больше занимаются арендным и сервисным бизнесом, чем самостоятельным производством фильмов. Никакой публичной отчетности ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» в открытом доступе в сети обнаружить не удалось, поэтому нам неизвестно о том, какие доходы от продажи цифровых копий фильмов и предоставления исключительных/неисключительных лицензий третьим лицам ушли в бюджет Российской Федерации, которая является собственником «Мосфильма», а значит и всех принадлежащих киноконцерну фильмов. Нам также неизвестно о каких-либо отчислениях в адрес авторов фильмов (режиссеров, сценаристов и авторов музыки)…
Очень хочется надеяться, что живые авторы (ну или их наследники) действительно получают за свои работы хоть что-то…
Нам остаётся добавить, что, помимо чисто меркантильного стремления нажиться на борьбе с «пиратством», принимаемые поправки имеют и ярко выраженную идеологическую подоплеку. Реализация «антипиратского» законодательства заблокирует доступ к шедеврам советского кино, музыки, литературы. Новое поколение, выросшее в уродливых условиях буржуазной России, напичканное психопатической антисоветчиной Михалкова и Солженицына, не сможет увидеть тот мир, который восстаёт перед нами в советских произведениях.
В этих условиях реальная борьба с осоловевшими от жадности «антипиратами», практическая помощь во всемерном распространении советского культурного наследия — задача всякого честного гражданина, который не желает духовной деградации и беспросветного будущего своих потомков.