Тема импортозамещения активно стала подниматься пропагандистами после введения Россией ответных санкций, когда под запрет попали ряд товаров западного производства.
Это шанс для нашего сельского хозяйства! Теперь вместо пармезана будем есть костромской сыр, а вместо польских яблок будут отечественные – трубили охранители.
Правда, быстро выяснилось, что всё импортозамещение почему-то сводится к поиску альтернативных поставщиков из Азии и Латинской Америки или к левым схемам реимпорта через Белоруссию.
Вторым витком разговоров про импортозамещение стала обвальная девальвация рубля, в результате которой отечественные товары теоретически должны были получить серьезные конкурентные преимущества. «Патриотические аналитики» давно твердили, что нужно девальвировать рубль, и это даст толчок для развития отечественного производства. В пример любили приводить 98-й год.
И вот, наконец, девальвация произошла. Причем масштаб обесценения рубля был гораздо больше, чем эти самые аналитики просили. Ну и как там дела с импортозамещением и развитием внутреннего производства? Выдержки из вчерашнего отчета министерства экономического развития:
Данные за январь текущего года продемонстрировали снижение экономической активности. Динамика ВВП (в годовом выражении к январю прошлого года), по оценке Минэкономразвития России, снизилась на 1,5%. Произошел существенный спад инвестиций в основной капитал, строительства, оборота розничной торговли, снизились годовые темпы обрабатывающих производств.
Промышленное производство в целом (с исключением сезонной и календарной составляющих) после роста производства в декабре, в январе снизилось (-1,7%). В добыче полезных ископаемых после роста в августе-декабре, в январе также произошло снижение (-0,5%). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в январе сокращение продолжилось второй месяц (-1,0%). В обрабатывающих производствах после роста в декабре, в январе наблюдается сокращение (-2,1 процента).
Снижение динамики производства сельского хозяйства с исключением сезонности в январе замедлилось до -0,2% после снижения на 4,6% в декабре
По уточнённым данным, за одиннадцать месяцев прошлого года ухудшились финансовые показатели предприятий. Сокращение прибыли организаций по основным видам деятельности составило 14,9% к уровню соответствующего периода прошлого года против 8,9% за десять месяцев соответственно. На протяжении всего прошлого года динамика инвестиций в основной капитал находилась в отрицательной области. В январе 2015 г. падение продолжилось и составило 6,3% по сравнению с январём 2014 года.
Наложение эмбарго на продовольственный импорт из стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии привело к сокращению предложения товаров, ослаблению конкуренции и разбалансированности продуктовых рынков. В силу этого в наибольшей мере в январе усилилась продовольственная инфляция.
Рост цен на продовольственные товарыв январе усилился до 5,7%, внеся в инфляцию 2,1 п.п. (3,3%-в екабре, 2%-в ноябре). Рост цен на продукты набрал темп, особенно после того, как прекратилось сезонное сдерживание цен на плодоовощную продукцию. Цены на продовольственные товары в январе за годовой период выросли на 20,7 процента
В январе на плодоовощную продукцию цены выросли на 22,1% (а за годовой период на 40,7%), что внесло в инфляцию января 0,9 п.п., а в рост цен на продукты –2,4 пункта. Беспрецедентный скачок цен обусловлен сокращением предложения импортной продукции почти вдвое, при том, что объем реализации отечественной продукции на внутренний рынок остался на уровне прошлого года.
То есть, ни эмбарго, ни девальвация рубля почему-то не вызвали никакого роста внутреннего производства. Зато вызвали резкий рост цен и сокращение инвестиций. Как же так? Почему в 98-м сработало, а сейчас нет?
Все дело в том, что в 98-ом еще оставался советский промышленный потенциал. Заводы стояли без заказов, люди не получали зарплату, но были и кадры и производственные мощности. Девальвация позволила эти мощности загрузить. Сейчас ситуация совершенно иная. Советские заводы распроданы и переделаны в офисы, кадры переквалифицировались в охранники, а вся россиянская экономика плотно завязана на импорте. Комбайны импортные, станки импортные, даже упаковочные материалы и те импортные. Цены на сырье падают, покупательная способность населения снижается. Кто в таких условиях будет инвестировать в производство? Государство у нас такими глупостями не занимается, а частник на падающем спросе деньги в новое производство вкладывать не станет.
В итоге вместо импортозамещения мы наблюдаем экономический спад и кризис. Перефразируя известный анекдот:
– Папа, курс доллара вырос два раза – мы теперь будем больше производить?
– Нет сынок, ты теперь будешь меньше кушать.