На книжных полках сегодняшних магазинов вы найдёте всё что угодно, кроме книг с актуальной картиной будущего (разумеется, если это не очередное переиздание золотого фонда фантастики, советской и зарубежной). Подавляющее большинство героев нынешних «проектов» либо заняты решением проблем уровня бразильских сериалов в любимом автором антураже, либо воротят дела такого масштаба и в таком отдалённом когда-то и где-то, что ясно становится с первых строк — мы с вами к этому отношения не имеем и иметь не можем в принципе. А будущее, тем временем, наступает…
В рассказе американского фантаста Рэймонда Джоунса «Уровень шума» (1952) спецслужбы собирают ведущих ученых страны и сообщают им, что некий неизвестный изобретатель открыл антигравитацию и построил действующую модель антигравитационного двигателя. Сообщается, что в ходе испытаний изобретатель погиб, а его аппарат пришел в негодность. Перед учеными поставлена задача — в кратчайшие сроки воссоздать изобретение. Ученые не сумели воспроизвести аппарат, но кое-чего добились (диск диаметром в девять метров оторвался от земли), а заодно и опровергли «сущую мелочь» — принцип эквивалентности Эйнштейна. В финале выясняется, что ни изобретателя, ни аппарата его никогда не существовало, а все материалы, показанные ученым, были сфабрикованы — с благой целью заставить их думать в нужном направлении.
В этом небольшом рассказе сфокусировались многие идеи и настроения той эпохи. И коварство спецслужб, и всесилие науки (мнимые или подлинные), и осознание инертности человеческого мышления, но самое главное, на мой взгляд — то, что для мысли и дела сначала нужна цель, ясный образ, картинка. И чем живее, ярче и достоверней она будет, тем больше людей поверит в неё, а поверив, сможет и достичь.
На книжных полках сегодняшних магазинов вы найдёте всё что угодно, кроме книг с актуальной картиной будущего (разумеется, если это не очередное переиздание золотого фонда фантастики, советской и зарубежной). Подавляющее большинство героев нынешних «проектов» либо заняты решением проблем уровня бразильских сериалов в любимом автором антураже, от Римской империи до брежневской эпохи, либо воротят дела такого масштаба и в таком отдалённом когда-то и где-то, что ясно становится с первых строк — ни мы с вами, ни наша страна ко всем этим Средьземельям, Мирам Перекрёстков и Директориям никакого отношения не имеем и иметь не можем в принципе. (Про постапокалиптические сюжеты «все умерли, а нам прикольно» даже упоминать в этом контексте бессмысленно — будущее там интересно, наверное, только эстетствующим суицидальным мазохистам). Исключения, конечно, есть, но они именно что исключения, лишь подтверждающие существование общего правила или, как это модно говорить, тренда.
Разумеется, издатели и продюсеры озабочены вопросами гораздо более насущными, чем какое-то там будущее. В своих интервью они иногда говорят о некоей миссии (не слишком внятно и каждый о своей), но в основном жалуются на пиратов, на отсутствие читателей, на дефективный спрос и непредсказуемую посещаемость, на капризных творцов, бездарей-сценаристов и воровство кинозалов; реальные интересы их редко простираются дальше репутации компании, что в наших условиях ограничено горизонтом в пять лет от силы.
А будущее тем временем наступает — медленно, потихоньку, день за днём, секунда за секундой. И каким оно будет — не знает никто, причем это только полбеды, что не знает, тренд-то такой, что да и чёрт с ним с будущим, мы и знать не хотим! То есть не исключено, что в самом скором времени люди просто разучатся (или их «разучат» — привет конспирологам) мечтать дальше следующего отпуска и вне пределов HD-экрана. Не будет перед глазами устойчивой картины, яркого живого образа — и некому будет его создать. Не будет слов, мыслей и цитат, не будет героев, с которыми себя можно сравнить, и ниточки, что тянутся из будущего к нам и от нас обратно в будущее, ставя цели и придавая смысл всем движениям души и тела, оборвутся за ненадобностью.
Картина апокалиптическая, как это говорится в наших интернетах, чуть более чем полностью. Самое время ударить айфоном оземь и потребовать себе ракету, чтобы валить с Земли подальше… в какое-нибудь Средьземелье. Только нет его, Средьземелья, и ракеты тоже нет. А будущее — есть. И, как уже отмечалось, наступает день за днём.
Мысль о том, что это дело надо как-то исправлять, причем начать придётся скорее всего с себя и тех, до кого можно дотянуться, приходила на ум не одному человеку. И вот в начале 2011 года группа энтузиастов основали в Живом Журнале сообщество «СССР-2061», посвящённое будущему, до которого хочется дожить.
Вслушайтесь: будущее, до которого хочется дожить.
Почему «2061» и почему «СССР» — это подробно (на мой взгляд, даже излишне) объяснено в профиле сообщества. Не лишая читателя удовольствия расщелкать эту нехитрую семантическую шараду самостоятельно, отмечу, что, во-первых, основатели полностью осознают, что nomen est omen, что ответственность, что неоднозначное отношение, и пр., и др., и т.д., и т.п., а во-вторых, по-моему, это очень здорово, когда к прошлому относятся с любовью и пониманием, при этом трезво, практично и исходя из задач дня сегодняшнего и, разумеется, завтрашнего.
Первый же художественный конкурс, посвящённый освоению Марса, собрал 32 работы. Стало ясно, что единомышленников хватает, что среди них есть и творцы, а среди творцов — весьма одарённые личности. Через несколько блиц-конкурсов состоялось и второе состязание иллюстраторов, под названием «Каменный пояс» (он же пояс астероидов). Здесь участников ещё прибавилось, а проекту стали тесны рамки картинок — и уже весной 2012 года сообщество «СССР-2061» объявило о литературном конкурсе фантастического рассказа. Немедленно выяснилось, что писателей у нас едва ли не на порядок больше, чем художников: на конкурс поступило почти 600 работ, и финал оказался непростой задачкой как для организаторов, так и для участников.
Сверхзадача проекта и сообщества звучит настолько же просто, насколько и масштабно: «формирование новой художественной эстетики, опираясь и на наш, и на зарубежный опыт». Этой осенью художественные и литературные ростки эстетики вероятного будущего можно получить в твёрдой бумажной копии: «СССР-2061» выпускает альбом с лучшими работами трёх больших конкурсов (двух художественных и одного литературного).
Возвращаясь назад в многострадальное будущее, с которого началась эта заметка, хотелось бы напрямую обратиться к коллегам по планшету и клавиатуре: если никто или почти никто вокруг не пишет и не рисует светлое будущее, то возможно, эта тема ждёт именно тебя. Великая страна — это страна больших дел и свершений, а по-настоящему большое дело всегда начинается с мечты. Картины, книги, песни и фильмы, которые учат мечтать, нужны такой стране как воздух; они не менее важны, чем станки, технологии и природные ресурсы. А может даже, и более.
Стало быть, работы хватит всем.
Первоисточник — http://ru-2061.livejournal.com/34966.html