Существует мнение, что не вся буржуазия одинаковая. Например, есть наднациональная буржуазия, которая никак не привязана к какому-либо государству. Эти люди свободно перемещают капитал по всему миру и им совершенно всё равно, в какой стране извлекать прибыль.
Если выгоднее перевести производство из США в Латинскую Америку или Китай, то они это сделают, совершенно не задумываясь над судьбой самих США. Однако есть еще некая национальная буржуазия, которая жестко привязана к своему государству. Если она ориентирована исключительно на внешний спрос, то такая буржуазия является компрадорской, со всеми негативными последствиями для страны. Если же буржуазия ориентирована на внутренний спрос, то она развивает производство внутри страны, что, очевидно, гораздо лучше. Некоторые товарищи, считающие себя коммунистами, убеждены, что нужно объединиться с национально-ориентированной буржуазией и совместно вести борьбу против компрадоров и мирового капитала.
Нужно четко понимать, что не существует никакой «хорошей» или «плохой» буржуазии. Существует класс, целью которого является извлечение прибыли. Иногда эта цель может совпадать с интересами государства, иногда нет. Вчерашний «национально-ориентированный» капиталист уже завтра может вывести производство в страну, с более дешевой рабочей силой. Или, например, завезти иммигрантов. Или добавить сою в колбасу вместо мяса. Или перейти на импортные комплектующие, если это выгоднее. Кроме того, необходимо помнить, что наднациональная буржуазия возникла не из воздуха, а как раз из национально-ориентированной.
Вступать в любые союзы с буржуазией – значит выращивать себе собственного убийцу. После победы над компрадорами эти люди первыми поставят коммунистов к стенке. Потому что классовые интересы остаются неизменными. Но тогда возникает вопрос: может ли предприниматель быть коммунистом и членом коммунистического движения? Да, может, как и любой другой человек. Чтобы быть коммунистом, достаточно просто разделять коммунистическую идеологию и, в частности, запрет частной собственности на средства производства.
Существует еще один вопрос, который часто возникает у граждан: а что вообще делать с буржуазией после революции? Поставить всех к стенке? Дело в том, что подобный вопрос решится автоматически еще во время революции. Каждый сделает для себя выбор, на чьей он стороне. Тем предпринимателям, которые поддержат коммунистов, впоследствии предоставится возможность стать директорами тех предприятий, которыми они владеют. То есть, фактически, они перестанут быть буржуазией и станут наемными рабочими. Те же, кто выступит с оружием в руках против революции – действительно окажутся у стенки. Диктатура пролетариата устанавливается именно с целью подавления буржуазии.