Красные Советы — 95 лет мятежу левых эсеров

6 июля 1918 года – Начало мятежа второй правящей партии Советской России – левых эсеров – против своих союзников по правительственной коалиции – большевиков. В Москве убит посол Германии Мирбах, арестован глава ВЧК Дзержинский. В этот же день Борис Савинков поднял антисоветский мятеж в Ярославле, а Владивосток объявлен протекторатом Антанты.

q69-4314813

Левоэсеровский мятеж 1918, контрреволюционное выступление левых эсеров 6—7 июля в Москве, предпринятое по решению ЦК левых эсеров с целью сорвать Брестский мирный договор, спровоцировать войну с Германией и свергнуть Советское правительство. 5 июля на 5-м Всероссийском съезде Советов левоэсеровская фракция (352 человек) выразила недоверие Советскому правительству. Но большинство делегатов съезда её не поддержало, после чего левые эсеры перешли к провокационным действиям. 6 июля левый эсер Я. Г. Блюмкин, изготовив поддельное письмо от имени ВЧК, проник в германское посольство в Денежном переулке (ныне ул. Веснина), убил посла графа В. Мирбаха и скрылся в штабе отряда при ВЧК под командованием левого эсера Д. И. Попова (Трехсвятительский, ныне Б. Вузовский пер.). Там уже находились член ЦК левых эсеров — М. А. Спиридонова. Ю. В. Саблин, Б. Д. Камков, В. А. Карелин, П. П. Прошьян, В. А. Александрович (председатель ВЧК) и др., превратившие отряд в центр мятежа. Мятежники арестовали председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского, прибывшего туда с требованием выдать убийц Мирбаха; затем были арестованы М. И. Лацис, назначенный временным председателем ВЧК, председатель Моссовета П. Г. Смидович и ещё 27 коммунистов. В ночь на 7 июля мятежники (по данным Н. И. Подвойского: около 1800 человек, 80 сабель, 6—8 орудий, 4 броневика) под руководством Попова, Саблина и Александровича начали военные действия, заняли центральный телеграф и призвали части гарнизона присоединиться к мятежу.

Ликвидацией мятежа руководил В. И. Ленин, непосредственное руководство военными действиями было поручено председателю Высшей военной инспекции Н. И. Подвойскому и начальнику Латышской стрелковой дивизии И. И. Вацетису. Советы, комитеты партии, делегаты-коммунисты съезда Советов мобилизовали рабочих столицы на борьбу с мятежниками. За ночь были приведены в боевую готовность латышские части (до 720 штыков, 70 сабель, пулемётная команда, 12 орудий, 4 броневика), которые в 6 час. 7 июля начали наступление. После отказа мятежников сдаться был начат артиллерийский обстрел их штаба. Через несколько часов мятеж был ликвидирован; около 300 мятежников было захвачено в плен. В. И. Ленин характеризовал Л. м. следующим образом: «Бессмысленная и преступная авантюра…», «…безумная попытка… убийством Мирбаха вовлечь нас в войну…» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 525, 532), а лидеров мятежа — как «безголовых» интеллигентов-истериков, «…оказавшихся пособниками белогвардейцев, помещиков и капиталистов…» (там же, с. 526, см. также, с. 531). 8 июля 13 активных участников мятежа (в т. ч. Александрович), задержанных с оружием в руках, по постановлению ВЧК были расстреляны. 27 ноября 1918 Верховный революционный трибунал, рассмотрев дело об организаторах мятежа, приговорил заочно к расстрелу успевшего скрыться Попова, к 3 годам тюремного заключения заочно 9 членов ЦК левых эсеров (в т. ч. Прошьяна, Камкова и Карелина); Блюмкин и Андреев, Спиридонова и Саблин были осуждены на 1 год заочно, но за прежние заслуги перед революцией последние двое 29 ноября были амнистированы ВЦИК.

После Л. м. произошёл мятеж на Восточном фронте, организованный главнокомандующим фронтом левым эсером М. А. Муравьевым. Прибыв из Казани, где был штаб фронта, в Симбирск (11 июля) с отрядом в 1 тыс. человек Муравьев занял ряд пунктов города и арестовал руководящих советских работников (в т. ч. командующего 1-й армией М. Н. Тухачевского). Оставшиеся на свободе коммунисты во главе с председателем губкома партии И. М. Варейкисом разоружили мятежников и ликвидировали мятеж. Вооруженные столкновения при разоружении левоэсеровских боевых дружин произошли также в Петрограде, Витебске, Владимире, Орше и др. городах.

http://vk.com/feed?z=photo-32707876_304977070%2Fwall86648287_34540 — цинк

PS. Мятеж левых эсеров иногда подают как отправную точку Гражданской войны, с которого она формально началась. С моем точки зрения, де-факто гражданская война шла в России с февраля-марта 1917 года, когда в Петрограде проходили первые столкновения полиции и армии с рабочими, а на Балтийском флоте матросы массово убивали офицеров. Чуть позже к этому «веселью» добавились крестьяне по-своему решавшие вопрос о земле.

Сам же мятеж левых эсеров, в итоге уничтожил всякие основания для каких-либо левых коалиций и окончательно утвердил большевиков во мнение, что власть надо держать самостоятельно. Из этого мятежа проистекал не только окончательный разгром эсеров как политической партии, еще недавно бывшей крупнейшей в стране, но и будущая директива о Красном Терроре. Логика гражданской войны вела к ожесточению все стороны конфликта. Мотивы мятежа так же были вполне ясны — левое крыло эсеров, после раскола партии чувствовало себя «младшим партнером» большевиков и не могло смириться с тем, что они являются ведомыми в революции, а рулят всем Ленин и большевики. К этим политическим причинам, добавлялись серьезные идеологические расхождения, так как многие идеи Ленина и его коллег шли вразрез с идеями лидеров левых эсеров.

В итоге произошел непоправимый разрыв внутри «левого блока», который усугубил накал гражданской войны в стране, так как две крупнейшие левые партии России, которые представляли интересы большей части населения страны (см. результаты выборов в УС), оказались расколоты и вовлечены в конфликт между собой. На мой взгляд, конфликт большевиков с эсерами, во многом делал неизбежной Гражданскую войну (в дополнение к другим ее причинам), ибо отсутствие единства перед лицом контрреволюции и иностранной интервенции, создавало благоприятную почву для различных контрреволюционных выступлений, которые вели к большой крови и мешали пост-революционной стабилизации. Потребовалось почти 5 лет тяжелейшей войны, чтобы разрешить вопрос о власти на поле сражения. Ставка же левых эсеров в этой борьбе была бита летом 1918 года.