Красные Советы — Гайдаровские трели Улюкаева

На днях новоиспечённый министр экономического развития Алексей Улюкаев отметился очередной порцией псевдонаучных либеральных перлов, которые лишний раз и предельно наглядно продемонстрировали не только чудовищный непрофессионализм и разрушительную для страны и отечественной экономики некомпетентность учеников Егора Гайдара*, но и хроническое нежелание правящих властей воспринимать стоящие перед страной и обществом вызовы.

q92-9431156

(*Улюкаев «гайдаровец» первой волны – в 1988-1991гг. трудился помощником и завотделом у Гайдара в журнале «Коммунист», а в 1991-1994гг. — в правительстве Гайдара в должности руководителя группы советников, а затем и личного советника идеолога «шоковой терапии»)

Улюкаев в очередной раз подтвердил и без того хорошо известный подавляющему большинству ограбленных в 1990-е годы россиян факт, что российские «реформаторы» могут устраивать дефолты, возводить финансовые пирамиды, разворовывать государственное имущество, за дорма передавать в руки приближенных к власти олигархам. Однако они в принципе не способны заниматься развитием российской экономики и отстаиванием интересов граждан России.

Хуже того, приход Улюкаева в МЭР и отправка на формальное повышение с лишением реальных полномочий Андрея Белоусова (на должность помощника президента) означают, что впереди Россию ждёт острый и глубокий сначала финансово-экономический, а затем и системный кризис. Ученики Гайдара, верно следующие ультралиберальной политике «рыночного фундаментализма» и «либерального фашизма», способные заниматься исключительно разрушением российской экономики, построением финансовых пирамид, разворовыванием государственного имущества, передачей крупнейших госкомпаний за дарма в руки олигархических кланов и социально-экономическим геноцидом населения, априори не в силах заниматься созидательной деятельностью и развитием экономики.

«Гайдаровцы» способны исключительно разрушать и демонтировать: начиная от финансово-экономического и военно-политического суверенитета до промышленного, производственно-технологического, научно-технического, инновационного и инфраструктурного потенциала. Последние выступления Улюкаева, который во всеуслышание называет Гайдара «величайшим макроэкономистом», «истинным патриотом-либералом» и «неоценённым на Родине гением», наглядно демонстрируют тезис о том, что либеральный клан жаждет реванша и готов вернуть Россию из застойного маразма «тучных нулевых» в тотальный геноцид и либеральный ад «девяностых».

Судя по всему, президент Путин вполне осознанно дал карт-бланш ученикам Гайдара и позволил им выплюнуть последнюю кость в горле в лице Андрея Белоусова, который хоть как-то своими усилиями пытался обуздать «рыночный фундаментализм» Минфина и Центрального Банка, настаивая на отмене бюджетного правила (или пересмотра коэффициента отсечения избыточных нефтедолларов в Резервный Фонд с 7 до 5% ВВП), направлении государственных резервов с финансирования модернизации в США и ЕС на финансирование модернизации и инноваций в России, наделении ЦБ РФ целями и функциями обеспечения экономического роста, развитии системы рефинансирования банковской системы и экономики со стороны Банка России, снижении ставки рефинансирования, девальвации рубля (для стимулирования импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности), отказе от колониальной по своей сути эмиссионной политики «валютного правления» и увязки денежного предложения со спросом на кредитные ресурсы со стороны хозяйствующих субъектов (а не с притоком иностранной валюты) и т.д. Избавившись от последнего, хоть и системного, оппозиционера в лице Белоусова, гайдаровцы получили неограниченные полномочия и инструментарий для продолжения «шоковой терапии» в лучших традициях 1990-х годов.

Условно выступление Улюкаева перед руководящим составом Минэкономики можно разделить на несколько посылов крайне невразумительного характера, которые, тем не менее, достаточно ясно высвечивают общие контуры намечаемой Улюкаевым социально-экономической политики.

1. О РИСКАХ РЕЦЕССИИ

«В техническом смысле рисков рецессии нет. Я считаю, не будет рецессии, конечно. А вот стагнация, то есть низкие темпы роста, возможна», заявил Улюкаев. На самом совершенно не понятен оптимизм Улюкаева – российская экономика демонстрирует стремительное охлаждение активности на протяжении последних 1,5-2 лет, даже несмотря на стабильно высокие цены на сырьевые товары и рекордно высокие среднегодовые цены на нефть. Весьма показательно, что темпы роста российской деиндустриализированной и дезинтегрированной экономики обвалились в три раза за последний календарный год — с 4,8% в январе-марте 2012г. до 1,6% по итогам первого квартала текущего года. Хуже того, в мае текущего года российская экономика даже в условиях хронического занижения величины дефлятора (ценового фактора) и прочих статистических манипуляций умудрилась вырасти лишь на 1%.

И лишь благодаря пересмотру задним числом темпов роста ВВП России в апреле текущего года в сторону повышения (с 2,6 до 3,1%) чиновникам удалось нарисовать политкорректные цифры в отчётах, отчитаться о росте ВВП в январе-мае на 1,8% и не испортить настроение руководству страны, которое на последних совещаниях в Кремле и Правительстве дало предельно ясно понять, что не хочет слышать о кризисном состоянии российской экономики и рецессии. Судя по всему, именно этим обусловлены пропагандистские, ничем не обоснованные и крайне безответственные по своему содержанию либеральные мантры Улюкаева в лучших традициях «лихих девяностых» о стабильности российской экономики.

Верный ученик Гайдара и апологет псевдонаучной доктрины «Вашингтонского консенсуса», продвигаемой в России и в мире в геоэкономических и геополитических интересах крупнейших экономически развитых стран, не отличает стагнацию от спада – годовые темпы роста российской экономики стремительно сокращаются на протяжении последних лет: с 4,5% в 2010г. до 4,3% в 2011г., 3,4% в 2012г. и едва заметных 1,8% в январе-мае текущего года при одновременном 45% скачке среднегодовых цен на североморскую смесь Brent и привязанную к ней российскую Urals. Это не стагнация – если «экономике трубы», больной «голландской болезнью», не в силах помочь даже рекордно высокие цены на нефть, то уместно говорить о полноценной структурно-технологической деградации, дезинтеграция и деиндустриализации экономики, примитивизации производства и смерти «нефтяного бобика».

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что российская экономика находится в кризисном состоянии – политика проедания нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, а также хищнической эксплуатации доставшегося в наследство инфраструктурного, производственного, инновационного, научно-технического и природного потенциала, именуемая в научном сообществе в целях политкорректности политикой «роста без развития», исчерпала себя и находится в состоянии дефолта. Однако стоящие у руля финансово-экономическим блоком правительства ученики Гайдара, Чубайса и Кудрина продолжают выкачивать оставшиеся соки и свалить Россию в системный кризис.

Аналогичные по своему масштабу и характеру кризисные явления наблюдаются в реальном секторе экономики – темпы роста промышленного производства обвалились с 3,4% в январе-мае 2012г. до 0,2% в аналогичном периоде текущего года, обрабатывающей промышленности – с 4,8 до 0,2%, добывающих производств – с 1,1 до 0,6%, рост производства в системе естественных монополий (газ, вода, электроэнергия, тепло и т.д.) на 1,8% сменился на 1,6%, прирост производства продукции сельского хозяйства замедлился с 4,4 до 1,9%, платных услуг населению – с 4,4 до 2,3%, оборота розничной торговли – с 7,6 до 3,8%. Притом что рост капитальных вложений в основные фонды в размере 14% сменился сжатием на 0,4%.

Одновременно с этим темпы роста потребительских цен (т.е. той самой инфляции, с которыми чиновники борются на совах без малого два десятилетия подряд) подскочили с 3,8 до 7,2% при одновременном аналогичном по своим масштабам (с 6,7 до 3,3%) сжатии темпов роста цен производителей промышленных товаров, что наглядно свидетельствует о разрастании кризисных явлений в промышленности и снижении конкурентоспособности отечественных производителей. Наряду с этим рост грузооборота на транспорте в размере 3,4% в январе-мае 2012г. сменился снижением на 0,9% в аналогичном периоде текущего года при одновременном падении грузооборота на железнодорожном транспорте на 3,5% и погрузки грузов на 3,8%.

2. ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ

Весьма показательно, что Улюкаев стремительно урезает минимально необходимые и при этом достижимые темпы роста российской экономики. Если ещё полгода назад президент Путин в Послании Федеральному Собранию в качестве минимально необходимых для поддержания социальной стабильности и финансирования своих предвыборных обещаний и указов от 7 мая 2012г. называл темпы роста экономики в 5-5,5%, а пару месяцев назад в Правительстве озвучивалась оценка в 4-4,5%, то теперь Улюкаев озвучивает новый ориентир – 3%. Другими словами, в угоду конъюнктуре и своим шкурным интересам чиновники Минэкономики в спешном порядке переписывает целевые ориентиры по росту российской экономики. При этом не гнушаются урезать свои же собственные прогнозы без малого в 1,5-2 раза.

Это вообще характерно для сторонников глубоко порочной, разрушительной и антинаучной доктрины «рыночного фундаментализма» — списывать свою собственную профнепригодность, некомпетентность и коррупционные интересы на некие абстрактные внешние факторы. Так, на протяжении последних лет российские «рыночные реформаторы» без устали твердили о том, что российская экономика находится на грани перегрева, а фактический уровень производства достиг своего потенциального (т.е. достижимого в рамках существующих) уровня. Беда в том, что предельный уровень потенциального роста пересматривается учениками Гайдара и Чубайса чуть ли не ежемесячно – сначала это было 4,5-5%, потом 4%, а теперь уже 3%. Такими темпами уже в самой ближайшей перспективе мы вполне можем услышать от Улюкаева и прочих либералов заявления о том, что потенциальный рост российской экономики не превышает 1-1,5%.

А затем и вовсе потенциальным, сбалансированным и равновесным будет считаться не рост, а спад, как это было в разгар либерального погрома промышленности и социальной сферы в середине 1990-х годов, когда младореформаторы и идеологи «катастройки» оправдывали без малого двукратный обвал ВВП, 60% спад промышленного производства, пятикратный обвал инвестиций в основные фонды и производство в обрабатывающей промышленности, 10-кратный скачок нищеты и бедности некими объективно обусловленными издержками «трансформационного периоды» и несовершенством структуры советской экономики. Как известно, плохому танцору всегда что-то мешает танцевать.

Совершенно очевидно, что даже обещанные Улюкаевым 3% не являются данностью и абсолютно ничем не гарантированы – рост ВВП России на 1,8% в январе-мае текущего года и стремительный спад производственной активности в мае (ВВП замедлился до 1% при спаде объёмов промышленного производства и грузооборота на железнодорожном транспорте на 1,4%) при стремительно снижающемся в стоимостном выражении объёме экспорта (на 4,2% в январе-мае 2013г.) и продолжающем уверенный рост импорте (на 5,3%) позволяет утверждать, что правительству придётся побороться за рост российской экономики на 2%. Не говоря уже о 3%. Указанных темпов роста российской экономики в годовом выражении не наблюдалось аж с 3-го квартал 2012г. И совершенно не понятно, за счёт каких факторов и по какой причине (если абстрагироваться от варианта скачкообразного роста цен на нефть и как минимум 10% девальвации российского рубля по отношению к американскому доллару и евро) российская экономика должна неожиданно ожить во втором полугодии текущего года.

Да, действительно, на руку чиновникам может сыграть пресловутый статистический эффект «низкой базы» — во втором полугодии 2012г. темпы роста экономики сжались до 3% в третьем квартале и до 2,1% в четвёртом. Весьма печально, что основной надеждой российских либералов и единственным спасательным кругом, заготовленным ими для российской экономики, остаются статистические манипуляции и приписки. На большее, судя по всему, уважаемое «урководство» просто не способно – рождённый воровать и разрушать созидать и строить (не считая финансовых пирамид и своих особняков на Лазурном Берегу) не может. Вся надежда на инновационные подходы модернизированных статистиков, которые по итогам года «нарисуют» требуемые политкорректные цифры в своих отчётах о социально-экономическом развитии России.

3. ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ

«У нас существуют серьезные ограничения, связанные, прежде всего, с потерей конкурентоспособности», — считает Улюкаев. По убеждению главы МЭР для ускорения роста экономики необходимо создать условия для увеличения притока инвестиций: «Ничего другого, кроме инвестиционного роста, просто нет. При этом у нас есть очень жесткое ограничение ресурсное, которое состоит в том, что снижается конкурентоспособность российской экономики в целом, издержки растут, прежде всего издержки труда».

Это заявление стало крайне знаковым – в лучших традициях гайдаровщины-чубайсятины Улюкаев публично поклялся в любви к иностранным инвесторам и транснациональному капиталу, заявив, что никто, кроме иностранцев и их инвестиций в отечественную экономику, помочь России уже не в силах. Как и его учитель Егор Гайдар, новый министр экономического развития (если вообще уместно говорить хоть о каком-то развитии экономики при власти гайдаровцев и чубайсят?!) открыто признал свою неспособность обеспечить ускорение темпов роста российской экономики и оживить производственный сектор. Однако Улюкаев, насколько можно судить, в очередной раз пытается выдать желаемое за действительное и занимается откровенным подлогом.

Во-первых, то, что российские высокопоставленные чиновники и пропагандисты уже два десятилетия подряд называют «иностранными инвестициями» на деле является «иностранными кредитами и займами». Согласно официальным оценкам Росстата, в среднем за период 2008-2012гг. в структуре иностранных инвестиций порядка 80-85% приходилось на привлечение кредитов и займов российскими финансовыми и нефинансовыми организациями (реже государством и Центральным Банком России) у иностранных кредиторов. На прямые иностранные инвестиции, на которые в Кремле и Правительстве молятся и сдувают пылинки, бурно и безрезультативно имитируя улучшение «инвестиционного имиджа», в среднем приходится порядка 8-12% иностранных инвестиций.

Если учесть, что в составе ПЗИ (ПИИ) порядка 45-60% приходится на внутрифирменные кредиты и займы со стороны иностранных материнских компаний российским дочерним организациям, то окажется, что на долю кредитов и займов приходится порядка 90-93% суммарных иностранных инвестиций, о росте которых с редким энтузиазмом докладывают чиновники. Эти кредиты и займы не имеют практически никакого отношения к многократно обещанными властями «модернизации», «инновациям» и «техническому перевооружению производств». Влезание в долговую петлю внешних займов (а внешний долг всех субъектов российской экономики подскочил практически на 153 млрд. долл. за период с января 2012г. по начало апреля 2013г. и достиг 684 млрд. долл., что на 17-20% превышает размер ЗВР и внешнего долга России накануне финансово-экономического кризиса 2008-2009гг.) никоим образом не соотносится с импортом современных производственных и управленческих технологий, получением доступа к ноу-хау и патентам. По итогам первого квартала 2013г. качество и структура иностранных капитальных потоков претерпели ещё большие деградационнные изменения – на долю кредитов и займов приходится порядка 97% (с учётом вклада прямых зарубежных инвестиций) всех притекших в Россию иностранных капиталов.

Во-вторых, и это крайне важно, совокупный размер иностранных инвестиций в российскую экономику, очищенный от иностранных кредитов и займов, в разы ниже совокупных капитальных вложений в основные фонды со стороны российских финансовых и нефинансовых организаций. Так, по итогам 2012г. совокупный объём иностранных инвестиций сократился на 18,9% и достиг отметку в 154 млрд. долл. При этом на долю прямых иностранных инвестиций пришлось порядка 18,6 млрд. долл. (12,1% от совокупного притока иностранного капитала), что эквивалентно 570-600 млрд. рублей и как минимум в 20 раз ниже совокупных вложений российских компаний и банков в основные фонды по итогам 2012г. (12,5 трлн. рублей). В этой связи Алексею Улюкаеву следовало бы волноваться и переживать не за иностранные инвестиции (с этим проблем нет – Россия всё плотней влезает в долговую кабалу).

Гораздо больше внимания следовало бы уделять отечественным инвесторам и создавать условия, при которых промышленные предприятия и финансовые институты вместо вывоза капитала в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны предпочтут направить их на финансирование структурно-технологической модернизации и развитие производства. Более того, Улюкаев тактично умолчал о том, что именно благодаря победе идеологии либерального фундаментализма на протяжении последних десятилетий обескровливается отечественная экономика и искусственным образом удерживается дефицит денежного предложения и инвестиционный кризис за пределами сырьевой промышленности, торгово-посреднических операций и финансовых спекуляций.

За период 2000-2012гг. совокупный чистый вывоз капитала из России со стороны частного сектора не превысил отметку в 290 млрд. долл. Тогда как государство через бюджетную систему изъяло и вывезло за рубеж свыше 490 млрд. долл. Именно этим фактором обусловлен чудовищной разрыв между нормой сбережения капитала в России (32-34% ВВП) и нормой накопления капитала (21-23% ВВП), которые обеспечивает хроническое и многократное по сравнению с основными стратегическими конкурентами недофинансирование национальной экономики, наукоёмких производств, НИОКР, инфраструктуры, образования, здравоохранения и социальной сферы в России. Улюкаеву следовало бы начать с себя и заставить правительство и Центральный Банк России финансировать модернизацию инфраструктуры и развитие производств, а не ждать у моря погоды и надеяться на добрую волю иностранных инвесторов.

4. О БЕГСТВЕ КАПИТАЛА

Отдельного внимания заслуживают рассуждения о бегстве капитала – как и в случае с темпами роста ВВП, данный показатель в спешном порядке и без оглядки пересматривается в худшую сторону. Согласно свежим оценкам Улюкаева, по итогам 2013г. совокупный чистый вывоз капитала из России со стороны частного сектора вполне может выйти за пределы прогноза МЭР и превысит отметку в 50 млрд. Стоит напомнить, что буквально год назад, в середине 2012г., Улюкаев и Центральный Банк озвучивали тезис о том, что в 2013г. и вовсе впервые за последние 5 лет может быть зафиксирован нетто-приток капитала в Россию.

Несколько позже, в середине осени 2012г., когда резко интенсифицировался процесс вывоза капитала со стороны банков и промышленных предприятий и стало понятно, что чистый вывоз капитала по итогам 2012г. в очередной раз многократно превысит оценки правительственных чиновников и Банка России, в ЦБ пересмотрели прогноз на 2013г. и заявили, что в наступающем году либо вообще не будет зафиксирован чистый отток капитала, либо его масштабы не превысят 10-15 млрд. долл. Что нисколько не помешало частному сектору в чистом виде (т.е. речь идёт о сальдированном финансовом результате) вывезти свыше 39-40 млрд. долл. по итогам января-мая текущего года. В связи с чем во второй половине текущего года должен произойти перелом тенденции и в Россию потекут капиталы, совершенно не понятно. Из России капиталы вывозились даже в 2010-2011гг., когда цены на энергоносители росли на 35-40%, а годовые темпы роста российской экономики и промышленности превышали отметки января-мая текущего года как минимум в 2,5-3 раза. Скорее всего, реальные масштабы чистого вывоза капитала из России превысят отметку в 55-60 млрд. долл., притом что только по официальным данным Банка России из страны незаконным образом с нарушением валютного, финансового, таможенного и налогового законодательства будет вывезено свыше 50-53 млрд. долл. (в 2012г. порядка 48-50 млрд. долл.).

5. ОБ ИНФЛЯЦИИ

Ещё один перл касается инфляции – по словам министра, государство должно продолжать политику сдерживания тарифов естественных монополий. «Наконец-то мы сдвинулись в этом направлении, будем надеяться, что мы окончательно расстаемся с формулой «инфляция плюс». И будем работать на более консервативной основе — просто по инфляции, а, может быть, даже еще жестче», — отметил Улюкаев.

Улюкаев на полном серьёзе считает, что в России наблюдается снижение темпов роста инфляции и возврат её динамики в рамки некоего запланированного и приемлемого коридора. Крайне сложно понять, что конкретно подразумевает господин Улюкаев под «приемлемой инфляцией», когда ссылается на неё в качестве причины для смягчения денежно-кредитной политики – в бюджете на 2013г. изначально планировались темпы роста потребительских цен на 5,5% (в худшем случае на 6%). На деле по итогам января-мая текущего года, даже по официальным и крайне далёким от реальности оценкам Росстата, цены выросли на 7,2%, что заметно превышает 3,8%, имевших место в аналогичном периоде предыдущего года. Хуже того, в мае текущего года зафиксировано ускорение темпов роста инфляции — в годовом выражении потребительские цены выросли на 7,4%, что стало худшим показателем за последние месяцы.

Кроме того, никакого отношения к реалиям повседневной жизни подавляющей части населения России официальные оценки Росстата, которого трудно обвинить в желании испортить настроение руководству в Кремле и сгустить краски, не имеют. Цены на товары и услуги первой необходимости, на приобретение которых приходится от 60 до 80% расходной части семейных бюджетов 75% россиян с душевыми доходами менее 24,2 тыс. рублей (средний показатель по стране), в среднем растут в 2,5-3 раза быстрее, чем официальная инфляция. Так, при росте индекса потребительских цен на 7,2% в январе-мае текущего года хлеб и хлебобулочные изделия подорожали на 15,4% (обновив свой 5-летний стоимостной максимум), макаронные изделия – на 11,4%, плодоовощная продукция – на 16,8%, а алкогольные напитки и табачные изделия в силу скачкообразного повышения акцизов выросли в цене на 17,8 и 25,1% соответственно.

Не лучше обстоят дела в сфере приватизированного и криминализированного ЖКХ, которое успело превратится в неподъёмное бремя для большей части населения России, 60% жителей которой относятся Институтом Социологии РАН к бедным и нищим слоям общества. Так, при общем росте цен на услуги ЖКХ на 9,8% коммунальные услуги стали дороже на 10,7%, вывоз мусора – на 9,5%, содержание и ремонт жилья – на 8,2%, оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов – на 10,6%, холодное водоснабжение и водоотведение – на 11%, горячее водоснабжение – на 12,8%, отопление – на 10,8%, а газоснабжение усилиями «национального достояния» в лице Газпрома подскочило в цене ни много ни мало на 14,3%, тем самым провоцируя не только обнищание большей части граждан России, но и удушение остатков несырьевой обрабатывающей промышленности и упадок наукоёмких производств высоких переделов.

Даёт о себе знать и приверженность правительства людоедской по своей сути политики «монетизации льгот» — продолжающаяся многие года под разного рода псевдонаучными предлогами скрытая, латентная приватизация бюджетной сферы и коммерциализация социальных услуг провоцирует стремительный рост платности и, как следствие, недоступности услуг дошкольного, среднего, технического и высшего образования, здравоохранения, социальной поддержки и т.д. Только по официальным оценкам Росстата медицинские услуги подскочили в цене на 7,9%, услуги организаций культуры – на 9,2%, образования – на 10,6%, санаторно-оздоровительные – на 6%, физкультуры и спорта – на 7,2%, дошкольного воспитания – на 6,5%, бытовые услуги — на 8%, тогда как услуги пассажирского транспорта подорожали на 10%.

В этой связи оптимизм Улюкаева не понятен в принципе – мало того, что фактические темпы роста цен как минимум на треть превысили заложенные в федеральном бюджете проектировки (7,2% против 5,5% соответственно), так ещё и эти «причёсанные» и политкорректные оценки Росстата не имеют практически никакого отношения к жизни подавляющей части россиян. Реальные темпы роста потребительских цен для 75-80% россиян превышают уровень в 13-15% в годовом выражении, что практически в 2 раза выше официальных данных.

6. О СНИЖЕНИИ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ

«Смягчение ставочное работает тогда, когда есть разрыв между потенциальным и фактическим выпуском. Есть ли он сейчас? Это вопрос спорный. Тем не менее, фундаментально сейчас, мне кажется, нельзя решить какие-то экономические проблемы посредством снижения ставок. Тем не менее, вполне возможно при нынешних условиях, когда мы переломили кривую по инфляции — а мы по итогам июня, скорее всего, в 7% уложимся — возникло другое основание, при котором Центральный банк может этот шаг сделать. Он был бы не сильно материален, но это был бы неплохой знак для участников рынка, для банков».

Это заявление идейного ученика Гайдара крайне наглядно продемонстрировало непонимание (точнее сказать, хроническое нежелание понять) сущности причинно-следственных связей экономической системе.

Во-первых, совершенно не понятно, каким образом снижение ставки рефинансирования может сказаться или зависит от темпов роста потребительских цен в российских реалиях. Инфляция в Росси как минимум на 80% носит немонетарный характер и обусловлена не переполнением каналов денежного обращения и (т.е. опережающим и избыточным ростом денежной массы по сравнению с предложением товаров и услуг), а произволом монополий, спекулянтов и перекупщиков, сросшихся с региональными и федеральными властями и безнаказанно извлекающими сверхприбыли от своего монопольного положения.

Более того, совершенно очевидно, что в российской экономике наблюдается не избыток денежного предложения, а острый и хронический дефицит финансовых ресурсов. Наиболее наглядно об этом свидетельствует тот факт, что уровень монетизации российской экономики составляет порядка 43% ВВП, тогда как в экономически развитых странах Еврозоны достигает 100-120% ВВП, в европейской периферии – 75-90% ВВП, в Японии – свыше 210%, в Китае – 170%, а в динамично развивающихся азиатских тиграх не опускается ниже 140%. Высокая стоимость кредитных ресурсов обусловлена дефицитом денег в экономике (а отнюдь не их избытком, как на протяжении двадцати лет «либерального погрома» чудится «реформаторам»), который искусственно поддерживается в рамках навязанной России и реализуемой гайдаровцами колониальной по своей сущности стерилизационной денежно-кредитной политики «валютного правления», увязывающей эмиссию рубля с притоком иностранной валюты, а не со спросом на рубли внутри страны.

Неудивительно, что отечественная финансовая система является придатком финансовой системы США и ЕС, находясь в критической зависимости от «печатного станка» экономически развитых стран, а маломощная и неконкурентоспособная по мировым меркам российская инвестиционно-банковская система пребывает в коматозном и зачаточном состоянии, не справляясь с функциями финансирования экономического роста, создания ёмких долгосрочных и доступных инвестиционных ресурсов, стимулирования модернизации и обеспечения расширенного воспроизводства производительных сил и капитала.

Неудивительно, что практически по всем ключевым показателям степени развития финансовой и банковской системы (объём активов банковской системы не превышает 75,5% ВВП, совокупных выданных кредитов – 52,8% ВВП, а выданных нефинансовым (т.е. промышленным и торговым) организациям кредитов составляет менее 32,8% ВВП) Россия, доведённая Гайдаром, Чубайсом и их учениками в правительстве Медведева до состояния сырьевой дезинтегрированной, десуверенизированной и деиндустриализированной «банановой республики» (в данном случае уместней говорить о сырьевой колонии или нефтяном бобике), уступает экономически развитым странам в 3-4 раза, а динамично развивающимся экономикам, где модернизацией и инновациями занимаются не на словах, а на деле – в 2-3 раза.

Во-вторых, совершенно очевидно, что само по себе снижение ставки рефинансирования не является панацеей – в России просто-напросто не существует (точнее сказать, за 20 лет «гайдаровщины» она было уничтожена и демонтирована) системы рефинансирования экономики и банковской системы

В-третьих, совершенно не понятно, чем все долгие годы занимался лично Алексей Улюкаев, пока с 2004 по 2013гг. находился на посту первого зампреда Центрального Банка России?! И в 2011г. (когда в разгар президентской гонки и выборов в Госдуму хотя бы на бумаге и в отчётах Росстата была зафиксирована рекордно низка инфляция в 6,1%) и в 2012г. (инфляция составила 6,6%) инфляция была гораздо ниже, чем в первом полугодии 2013г.

Однако это нисколько не помешало Улюкаеву, отвечавшему в Банке России за денежно-кредитную политику, целенаправленно ужесточать монетарную политику и поднять в два захода (в феврале и мае) ставку рефинансирования с 7,75 до 8,25%. В декабре 2011г., в разгар кризиса ликвидности на межбанковском рынке России (ставка MIACR подскочила в 2 раза – с 3 до 6,5%, а Банк России был вынужден судорожно, бессистемно и бесконтрольно влить в банковский секторе 2,3 трлн. рублей через операции РЕПО, обеспеченные залогом кредиты, а также внутридневные кредиты и кредиты овернайт) руководство ЦБ снизило базовую ставку рефинансирования на 0,25% (до 8%), однако 13 сентября 2012г. вновь подняло её до уровня в 8,25%. Все предыдущие годы Центральный Банк, судя по его действиям и заявлениям, вполне осознанно и целенаправленно душил отечественную экономику и финансовую систему, блокируя развитие несырьевой промышленности и неспекулятивных секторов экономики и попутно втягивая Россию в петлю внешних займов и систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена.

Неудивительно, какую яростную негативную реакцию в Правительстве и либеральном псевдоэкспертном сообществе вызвала одна лишь идея расширить цели ЦБ РФ и наделить его обязанностями по обеспечению экономического роста и стимулированию модернизации. Ученики Гайдара способны заниматься исключительно построением финансовых пирамид, разрушением промышленности и экономики, социальным геноцидом населения и распродажей госимущества по бросовым ценам за счёт самого государства в руки сросшихся с ними олигархических кланов и криминальных структур. Требовать от них созидания и развития равносильно тому, чтобы требовать от наркомана борьбы с наркоторговцами.

В-четвертых, совершенно очевидно, что само по себе снижение ставки рефинансирования (даже радикальное – с 8,25% до 4-4,5%) в принципе не способно радикально переломить ситуацию, оживить затухающую на глазах экономическую активности и дать мощный стимул структурно-технологической модернизации, неоиндустриализации и возрождению вертикально интегрированных цепочек создания добавленной стоимости в промышленности. В сложившейся ситуации это что мёртвому припарки. Требуется радикальная смена всего курса социально-экономического развития, изменение целеполагания чиновников (с воровства и личного обогащения в пользу развития страны и модернизации), решительный отказ от псевдонаучной ультралиберальной схоластики «Вашингтонского консенсуса» и примат национальных интересов и интересов отечественного капитала и населения над довлеющим сегодня приматом корыстных интересов правящей коррумпированной бюрократии, компрадорской олигархии и транснационального капитала.

В России в условиях отсутствия системы рефинансирования экономики и жёсткой привязке эмиссии рубля к притоку иностранной валюты (экспортных нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, спекулятивного капитала и т.д.) ставка рефинансирования не играет практически никакой роли и не исполняют свою основную макроэкономическую функцию – регулирования стоимости денег и кредитных ресурсов. Необходимо поставить Банк России под жёсткий контроль Правительства, наделив его полномочиями и функциями по стимулированию экономического роста и развитию инвестиционного потенциала, превратив Центральный Банк в основной финансово-экономический институт развития отечественного народного хозяйства, главный эмиссионный центр, кредитора последней инстанции и основной механизм рефинансирования экономики и банковской системы.

На протяжении всех последних лет Центральный Банк России, руководимый учениками тех, кто привёл Россию к дефолту 1998г. и развалу пирамиды ГКО-ОФЗ, осознанно и последовательно реализовывал денежно-кредитную политику, которая практически полностью идентична той, которая проводилась в период разворовывания бюджетных ресурсов на пирамиде государственного долга в 1995-1998гг.

Как и 18 лет назад, сегодня Центральный Банк искусственно удерживает высокие ставки (прежде всего, ставку рефинансирования, а также ставку по операциям РЕПО и по депозитным операциям), чем искусственно поддерживает дефицит ликвидности и инвестиционный кризис в наукоёмкой промышленности, с целью привлечения и удержания в российской финансовой системе иностранных инвесторов и, прежде всего, международных финансовых спекулянтов. Которые благодаря операциям «carry trade» (занимают резервные валюты под низкий процент и размещают капитал в странах с высоким процентом) и огромному финансовому плечу извлекают сверхприбыли, попутно завышая обменный курс российского рубля и снижая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

Другими словами, в угоду коммерческим интересам транснационального капитала монетаристы в Центральном Банке удушают отечественную экономику, обескровливают финансовую систему и блокируют жизненно необходимую модернизацию инфраструктуры. Как и в 1998г. это неизбежно обернётся глубоким и масштабным финансово-экономическим кризисом, сильнейшей девальвацией рубля, спадом производства и разрушением паразитической модели экономики и финансовой системы. Другое дело, что цена вопроса будет крайне высока, Россия потеряет дополнительные 3-4 года, необходимые для развития, а за профнепригодность, некомпетентность и коррумпированность чиновников, как это всегда и бывает в России, заплатят рядовые граждане – униженные и обворованные. Судя по всему, именно этот путь для себя выбрало Правительство Медведева, изгнавшее Белоусова из МЭР и расставившее на все руководящие посты финансово-экономического блока Правительства идейных учеников Егора Гайдара – Набиуллину, Силуанова, Улюкаева, Дворковича, Шувалова и т.д.

7. О ТАРИФАХ ЕСТЕВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

По мнению Улюкаева, правительство должно «продолжить политику сдерживания тарифов естественных монополий». Судя по всему, Улюкаев очнулся и признал то, о чём подавляющее большинство независимых от Кремля и лженаучной либеральной догматики экспертов и учёных твердят на протяжении всех последних 20-25 лет «рыночных реформ». Однако совершенно не понятно, что именно хочет продолжать делать Улюкаев – никакой политики (либо даже намёка на неё) по сдерживанию темпов роста тарифов естественных монополий в России как не было, так и нет.

На протяжении всех последних лет средние темпы роста цен на газ, воду, электроэнергию, тепло, услуги ЖКХ, пассажирские перевозки, ГСМ и прочие услуги естественных и псевдоестественных монополий растут как минимум в 2,5-3 раза быстрее, чем официальная инфляция (15-20% против 6-8% соответственно). Неудивительно, что, даже по официальным оценкам Росстата, если за период 2000-2012гг. индекс потребительских цен накопленным итогом вырос в 3,5 раза, а дефлятор ВВП в 4,9 раза, то холодное водоснабжение и водоотведение выросли в цене в 16,47 раз, отопление – в 15,4 раза, плата за жильё в домах государственного и муниципального жилищных фондов – в 13,7 раз, сетевой газ для населения – в 9,7 раз, рытьё могилы ручным способом – в 8 раз, услуги связи – в 7,54 раза, электроэнергия в квартирах – в 6,87 раз, а посещение врача и услуги детских садов выросли в цене в 6,7 раз.

Во время разгула «рыночных реформ» в 1990-1998гг. ситуация была строго аналогичная – если потребительские цены в России выросли приблизительно в 4,5 тыс. раз, то объём денежной массы в номинальном выражении увеличился в 480 раз, притом что цены на услуги (прежде всего естественных монополий) подскочили аж в 23 тыс. раз. Другими словами, инфляция носила (и по-прежнему носит сегодня) немонетарный характер – это инфляция издержек, обусловленная стремительным ростом непроизводительных и транзакционных издержек в экономике: стремительным ростом цен на услуги естественных монополий, удорожанием ГСМ и грузовых перевозок, коррупционным бременем и административными барьерами, монополизацией товаропроводящих сетей, непозволительно высокими ставками по кредитам, криминализацией экономики и т.д.

Показушно борясь со следствием, чиновники наотрез отказываются посмотреть на реальную причину роста стоимости жизни и своими действиями по ужесточению денежно-кредитной политики и сдерживанию темпов роста денежной массы (годовые темпы роста денежного агрегата М2 сжались с 38-40% в 2010-2011гг. до крайне невразумительных 13-15% в первой половине 2013г.) лишь усиливают дефицит денежного предложения, стимулируя рост стоимости кредитных ресурсов, увеличение издержек производства и, как следствие, удорожание конечной продукции при одновременном раскручивании маховика инфляции.

В этой ситуации в принципе не понятно, о какой политике ограничения аппетитов естественных монополий, обладающих колоссальным административным ресурсом и поддержкой в высоких кабинетах власти, вообще может идти речь. Налицо откровенный ценовой произвол и шантаж монополистов, которые уже давно срослись в тесном паразитическом и компрадорском симбиозе с правящей коррумпированной бюрократией, надевшей маску модернизаторов и инноваторов.

8. О ВЫКАЧИВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ИЗ ЭКОНОМИКИ

«Есть задачи краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные — это не допустить рецессии, это обеспечить выполнение тех обязательств, которые (взвалило) на себя государство перед обществом, перед гражданами Российской Федерации, а затем закладывать основы серьезного, существенного долгосрочного экономического роста. Так, чтобы эти обязательства обеспечивались не авралом, штурмовщиной и не зависели от того — повезет, не повезет, будет нефть хорошая или не будет, а были гарантированы диверсифицированной структурой экономики, понятными стимулами, работающими, эффективными механизмами».

Другими словами, Алексей Улюкаев недвусмысленно дал понять, что целиком и полностью поддерживает псевдонаучную догматику «кудриномики» и считает целесообразным продолжение удушающей политики изъятия из российской экономики и финансовой системы якобы незаработанных (т.е. лишних) «нефтедолларов» с их последующим направлением на финансирование модернизации и инноваций на территории стратегических конкурентов России – США, ЕС, Японии и т.д. Улюкаев обмолвился о диверсифицированной структуре экономике, однако как настоящий гайдаровец ни слова не сказал о том, что отраслевая диверсификация промышленности, модернизация инфраструктуры (моральный и физический износ которой достигает 60% официально и 80-85% реально), возрождение наукоёмких производство высоких переделов и слезание с нефтяной иглы не происходят сами по себе на ровном месте.

Структурные сдвиги не мыслимы без активной стимулирующей суверенной и независимой от внешних центров принятия решений денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической, инновационной, промышленной и структурной политики. Если ничего не делать, не вкладывать средства в модернизацию экономики и преодоление технической отсталости, а только пространно рассуждать об «инвестиционном климате» и «привлечении иностранных инвестиций», то Россия окончательно скатится до уровня «банановых республик», а её деиндустриализированная «экономика трубы» продолжит загнивать и свалится в мощный и глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Именно это – сильнейшее (и постоянно ускоряющееся) за период с кризисного 2008-2009гг. затухание производственной активности при стабильно высоких ценах на энергоносители – мы наблюдаем сегодня.

Улюкаев предлагает продолжить политику изъятия денег из и без того демонетизированной за последние 20 лет «либерального геноцида» экономики и накопления пресловутой «подушки безопасности», которая в условиях отказа чиновников от развития и модернизации промышленности и инфраструктуры превращается в «гробовые деньги». Опыт 2008-2009гг. наглядно продемонстрировал, что единственный способ выжить в условиях глобального финансово-экономического кризиса и последующей депрессии состоит не в том, чтобы собственными руками душить отечественную экономику в угоду ультралиберальным мантрам о «необходимости накопления валютных резервов». Единственный способ выжить состоит в том, чтобы форсировано развивать научно-технический и инновационный потенциал, финансировать техническое перевооружение производственных мощностей, стимулировать становление и развитие базовых отраслей промышленности в рамках новейшего технологического уклада (даже в кризис выпуск продукции в сфере генной инженерии, биотехнологий, нанотехнологий, молекулярной медицине, производства суперкомпьютеров и сверхпроводников и т.д. увеличивался на 30-35% ежегодно), заниматься модернизацией базовой технологической инфраструктуры (порты, дороги, транспорт, ЖКХ, энергосети, ИТ-инфраструктура и т.д.). Именно это, а не абстрактная «подушка безопасности» и низкий показатель «ненефтегазового» дефицита бюджета (к которому, безусловно, нужно стремиться не за счёт урезания расходов на экономику, науку, образование и социальную сферу, а за счёт расширение налогооблагаемой базы, развития производств и отраслевой диверсификации промышленности), а реальное развитие отечественной экономики и отказ от тупиковой и разрушительной политики «роста без развития», которая означает проедание нефтедолларов и иностранных кредитов, загнивание отечественной обрабатывающей промышленности, деградацию структуры экономики (а также экспорта, бюджетных доходов и т.д.) и подсаживание ни иглу внешних займов и импорта иностранных товаров и услуг.

9. О ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ И ИЗДЕРЖКАХ

Чтобы выйти на приемлемые темпы экономического роста, нужно эти ограничители снимать, прежде всего, работая с издержками, считает глава Минэкономразвития. «А это, соответственно, и несколько иная политика в области труда, в области заработных плат — более сдержанная, более осторожная». Другими словами, Улюкаев неприкрыто дал понять, что рядовые граждане России «заелись», «бесятся с жиру» и «не хотят работать». И это притом, что среднедушевые доходы 75% россиян не дотягивают до среднего показателя по России (порядка 24,2 тыс. рублей), а 60% граждан России относятся Институтом Социологии РАН к бедным и нищим слоям общества. Минэкономики даёт непрозрачный намёк на то, что Правительство считает целесообразным проводить «модернизацию» и «инновации», как и во времена социально-экономического геноцида 1990-х годов, за счёт кармана и даже жизни подавляющей части Россиян, оказавшихся лишними и ненужными для российской деиндустриализированной и примитивной «экономики трубы».

Как и положено идейному «гайдаровцу», Улюкаев предлагает начать с народа – именно с ним, по мнению либералов, меньше всего повезло России. Русские традиционно воспринимаются «реформаторами» и «инноваторами» в качестве алкоголиков, тунеядцев, холопов и бесправных рабов. Именно в таком духе рассуждали «младореформаторы» в 1990-е годы, затевая масштабное перераспределение государственного имущества, природных недр и сбережений россиян в пользу правящих олигархических кланов, коррумпированных чиновников, «семьи» и криминальных структур. В сегодняшних условиях эта политика будет реализовываться более гуманно и политкорректно – в скрытой форме через монетизацию льгот, приватизацию ЖКХ и бюджетной сферы, разрушение единой энергосистемы, рост платности базовых социальных услуг, безудержный рост тарифов естественных монополий (газ, вода, тепло, ЖКХ, проезд на транспорте и т.д.), ГСМ и продуктов питания и т.д.