30 апреля 2013 г. в Москве прошла международная конференция «Пост-глобализация. Конец неолиберализма и возрождения социального государства». Авторитетные политологи, социологи и экономисты из разных стран размышляли о путях выхода из экономического кризиса, о геополитических вызовах однополярного мира с гегемонией США, о международной политике и валютных альтернативах доллару в мировой экономике.
В конференции приняли участие известные всему миру ученые: Алан Фриман – один из самых известных экономистов современности, профессор London Metropolitan University и научный сотрудник Queensland University of Technology и Радика Десай – индийский и канадский экономист, профессор Department of Political Studies, University of Manitoba (Виннипег, Канада), автор книги «Geopolitical Economy: After US Hegemony, Globalization and Empire».
Как уже анонсировалось в предыдущем посте, публикуем подготовленный нами отчёт о столь представительной конференции и озвученных на ней идеях.
Неолиберальная модель экономики рухнула, и это уже признают даже западные элиты. Теперь задача экспертов всего мира состоит в том, чтобы найти выход из руин этой модели. К такому мнению пришли участники конференции, организованной ИГСО «Пост-глобализация. Конец неолиберализма и возрождение социального государства», которая прошла 30 апреля в Москве.
«Мы хотим говорить о вещах менее красивых, но более практичных — о том, как могут решаться вопросы в изменившемся мире, к которому не подходят правила международных институтов — МВФ и так далее. Это мир, где не работает американская гегемония. За время существования американской гегемонии и империализма были произнесены массы филиппик. Но проблема не в том, что этот порядок некрасив и неприятен, а в том, что на данный момент он просто не работает», — сказал о целях конференции перед ее открытием директор ИГСО Борис Кагарлицкий.
Первый вопрос: что из себя представляет современный капитализм? Эту тему хорошо раскрыл д.э.н. Руслан Дзарасов. Вот некоторые выдержки из его доклада:
Основная черта капитализма последних десятилетий заключается в массовом переносе производства в регионы с низкой оплатой труда. Согласно этому подходу западные – прежде всего, американские – ТНК концентрируют у себя стадии производства с высокой добавленной стоимостью – такие как НИОНКР, маркетинг, финансовые и юридические услуги – а трудозатратные производственные процессы переносят в страны с дешевым трудом.
В связи с этим радикально изменилась структура экспорта стран периферии в страны центра мирового капитализма, в которой традиционно доминировали сырье и сельскохозяйственная продукция. Данные свидетельствуют – доля промышленной продукции в экспорте периферии выросла с 20% в 1980 г. до 80% в 2003 г. Это происходит в рамках глобальных производственных сетей. Поставка дешевых товаров с периферии мирового капитализма стала главным фактором низких темпов инфляции в США в последние годы
Страны центра, прежде всего Северная Америка, держат свои богатства дома, тогда как страны периферии и полупериферии – за рубежом. Периферия создает сбережения за счет активного сальдо торгового баланса, чтобы поместить их в ценные бумаги США. Таким образом, обогатившись путем прямой эксплуатации дешевой рабочей силы периферии, центр мирового капитализма, прежде всего США, продолжает обогащаться и путем косвенной эксплуатации через доступ к сбережениям тех же стран. Поэтому отсталость т.н. «развивающихся стран» является искусственным феноменом, т.е. носит не естественный, а рукотворный характер. Сущность этого процесса – безвозмездную передачу значительной доли фонда труда зависимых обществ центру мирового капитализма, вскрывает трудовая теория стоимости
По существу, современный капитализм сместил акцент в своей деятельности с созидательной, производственной деятельности на финансово-паразитическую. Финанциализация выступила как механизм, обеспечивающий передачу значительной доли фонда труда периферии мирового капитализма его центру.
Реальность искуственности насаждения неравенства в мировом масштабе периферии и управляемость мировой экономики из некоего центра подтверждает к.ф.н. Виктория Гриценко. Ссылаясь на журнал «Экономист» она сообщает, что 5 крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции. Шесть промышленных гигантов обеспечивают три четверти добываемой в мире нефти и 95% железной руды. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Например, 2 – 3 компании практически контролируют международную сеть телекоммуникаций».
В качестве инструментов манипулирования экономиками периферии используются популяризация ложных экономических теорий и навязывание через МВФ, ВБ и ВТО условий получения кредитов и торговых льгот. Пример ложных теорий приводит в своем докладе , профессор Лондонского университета Алан Фримен в докладе «Как выйти из кризиса?». Он сообщает об элементарной арифметической ошибке, которую обнаружил студент-экономист (!) в работе 2010 года, принадлежащей двум выдающимся неолибералам, Рейнхарту и Рогоффу, утверждающим, что экономический рост замедляется, когда возрастает уровень государственного долга. Она часто цитируется в Соединенных Штатах и за их пределами, чтобы оправдать сокращение бюджета перед политиками и законодателями и ссылка на этих авторов является одним из наиболее широко используемых оправданий политики жесткой экономии. И эта работа основывается на ошибке!
О последствиях принятия условий МВФ, ВБ и ВТО в 10 странах периферии (Эквадор, Сальвадор, Мексика, Бангладеш, Филиппины, Гана, Мали, Уганда, Зимбабве и Венгрия) сообщает Александра Ждановская, автор книги «Куда идет Россия за МВФ, Всемирным Банком и ВТО?» в докладе «Разрушительность рецептов МВФ, Всемирного Банка и ВТО» на основании исследования последствий». Ее выводы: «Реформы МВФ и Всемирного Банка отменили или сократили субсидии для бедных, например в форме доплат государства за электричество. В результате этого, а также сокращения госрасходов на образование и медицину: 1) выросло число бедных и 2) бедные опустились в нищету. Структурные реформы привели к увольнениям, безработице, урезанию трудовых прав. Реформы финансового сектора и отмена импортных барьеров обанкротили мелких и средних производителей. Приватизация и реформа аграрного и других секторов привели к концентрации средств производства и к концентрации богатства. Рост тарифов на воду и электричество, и введение платы за образование и здравоохранение ускорили обеднение населения. В то время как росли прибыли, падали зарплаты. В результате реформ было разрушено национальное производство. Дерегулирование финансовых рынков привело к перемещению капитала в спекулятивную сферу. Львиная доля инвестиций в производство происходило в так называемых «свободных экономических зонах», ориентированных на экспорт и не связанных напрямую с национальной экономикой. Последствиями были деиндустриализация и проблемы с обеспечением населения питанием. Наводнение рынка дешевым импортом в результате либерализации торговли + повышение ставок по кредитам на производство + падение доходов населения и покупательной способности в результате реформ трудового законодательства и других реформ оказалось разрушительным и привело к банкротству огромного числа промышленных, аграрных и других предприятий».
Мнение Ждановской в отношении России красноречиво выражено в названии ее другого доклада: «России необходим отказ от неолиберальной политики МВФ, Всемирного Банка и ВТО». О последствиях неолиберальной политике в Прибалтике говорит Альгирдас Палецкис, председатель правозащитной организации «Литва без нацизма», в докладе «Прибалтика как полигон неолиберальной политики: Пример Литвы». Об Украине сообщает к.э.н. Захар Попович: «20 лет неолиберальной политики в Украине: от экономического коллапса – к системной деградации всех сфер общественной жизни». Комментарии излишни…
Состояние мировых финансовых рынков описывает Радика Десай, профессор Университета Манитобы (Виннипег, Канада). Неустойчивость доллара он видит в отрыве его в начале 70-х от золота, а нынешние беды в политике США: «Феномен глобализации, появившийся в 90-х гг. XX в., и попытки создания империи в начале нового столетия — это не научные социальные теории, а две последние попытки США сохранить свое положение в мире».
В свете явного манипулирования экономическим сознанием мировой общественности закрадывается подозрение, что навязывание неолиберальных идей с начала 70-х годов прошлого века о способности рынка к саморегулированию при условии невмешательства государства, является аферой ТНК. Цель: облегчить глобальное разделение труда и увековечивание отсталости одних стран (периферии) при избыточном богатстве стран Центра за счет неучастия, а по сути, отстранения, государства (особенно в странах периферии) от экономической жизни своих стран. Мол, рынок сам все расставит по своим местам. С этих позиций трудно отличить результаты действия объективных законов развития общества от результатов навязывания ложных экономических теорий. В полной мере это справедливо и в отношении к нынешнему кризису. Является он объективным следствием краха неолиберальных идей или искусственно вызван ТНК в их интересах?
Причины кризиса.
Руководитель Центра экономических исследование ИГСО Василий Колташов говорит: «Чаще всего экономисты говорят о неких финансовых причинах кризиса. И это совершенно неверно. Кризис имеет объективные причины, связанные с реальной экономикой, а не ее надстройкой. В основе его лежит исчерпание низового спроса, возможностей роста на старой технологической базе и многое иное».
Далее: «Развитие мировой экономики носит волновой характер. Эти волны, открытые отечественным экономистом Николаем Кондратьевым, по продолжительности колеблются от 16 до 30 лет. Всякий раз они начинаются и завершаются большими экономическими кризисами… Современный кризис подводит новую историческую черту. Закончен очередной понижательный период развития, связанный с ВТО, превалированием финансового капитала над производственным и ставкой на дешёвую рабочую силу при застое в энергетике».
Елена Безрукова (Московская Высшая Школа Социальных и Экономических наук) к привлечению теории Кондратьева в объяснении причин нынешнего кризиса относится с осторожностью, аргументируя это тем, что до сих пор не решен вопрос об объективных и субъективных причинах колебаний.
Руслан Дзарасов: «Из-за выравнивания заработной платы по регионам с дешевым трудом произошло отставание совокупного спроса в мировой экономике от совокупного предложения (перенакопление капитала). Искусственное наращивание внутреннего спроса развитых стран за счет расширения потребительского кредита вызвало неизбежный обвал на финансовом рынке. В основе мирового кризиса, таким образом, лежат не проблемы финансовой сферы сами по себе, а эксплуатация труда в капиталистической мир-системе».
Виктория Гриценко объясняет причины кризиса с позиций марксизма:
«Два фундаментальных процесса – появление новой исторической формы труда («всеобщего», автоматизированного труда) и связанное с ним вырождение товарного стоимостного отношения – открытые еще К.Марксом – определяют характер кризиса. В своей основе современный кризис неолиберализма – это принципиальное несоответствие исторически новой формы материального труда старым рамкам товарного стоимостного отношения».
Алан Фриман констатирует:
• Кризис глубокий и структурный, • Кризис — это результат долгосрочно действующих факторов,
• Что эти факторы являются неотъемлемой частью капиталистической экономики
На фото: (слева на право) Алан Фриман, Александр Любич (Президент Украинского национального отделения МАНЭБ), Радика Десай.
Что делать?
Василий Колташов: «Правительства отчаянно ищут выход не связанный для капитала с уступками наемным работникам, основным потребителям. Его нет, и не может найтись — в этом одна из причин затянутости кризиса. Практикуемая в ЕС «жесткая экономия» как способ поддержания финансовой стабильности за счет населения и, в конечном итоге, реальной экономики, усиливает кризис».
Алан Фриман: Выводить деньги из экономики, сокращая государственные расходы – все равно, что пилить сук, на котором сидишь. Сокращение трат уничтожает рабочие места и бизнес. Сокращение рабочих мест и производства выводит из экономики еще больше денег. Это приводит к еще большему сокращению рабочих мест и производства, и в итоге сокращение налоговых поступлений окажется больше, чем сокращение затрат. Тогда придется ввести еще большие ограничения, и цикл повторяется. Чем более государство вовлечено в экономику, тем менее драматичен эффект кризиса, и чем больше государство вкладывает, тем лучше перспективы реального роста. Если государство участвует в экономике, экономика – несмотря ни на что и даже во время кризиса – развивается лучше. Примером является Китай, имеющий устойчивые 9% роста в последние 4 года.
Применительно к России Алан Фриман пути выхода из кризиса, помимо увеличения вмешательства государства в экономику, рекомендует максимальную диверсификацию (расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств) и расширение экономических связей со странами БРИКС. «Вновь возникающий межконтинентальный и многополярный мир также является огромным потенциальным источником функциональных экономических альянсов. Экономики России, Китая, Индии и Латинской Америке гораздо больше дополняют друг друга, чем, скажем, экономики России и Европы. Используя преимущества экономического сотрудничества между развивающимися странами, можно достичь максимальной эффективности от континентализации — интеграции в рамках континентов и между континентами».
Примерно такие темы были подняты на прошедшей конференции по постглобализму. Возможно, в приведенном обзоре упущено что-то важное, упомянуты не все рецепты выхода из кризиса. Главное, что процессы развития мировой экономики изучаются независимо от «гигантов экономики» центра капитализма. Что касается рекомендаций Фримана для России, они едва ли являются для нашего специфического капитализма панацеей. Правительство, которое само много лет добивалось принятия в ВТО, где олигархи перемешались с чиновниками, наверняка имеет свои взгляды на происходящее, а может и совсем другие цели.
Обзор готовился по полученным материалам конференции (члены Куста принимали в ней участие). Если вас заинтересовали выступления докладчиков – по данной ссылке вы можете ознакомиться с этими материалами.
Вскоре нами будет опубликован развёрнутый ответ, в котором озвучим наш взгляд на рассматриваемые «Пост-глобализацией» вопросы