В свете принимаемого закона о пиратстве сейчас многие высказывают своё отношение к проблеме распространения интеллектуальной собственности. Чаще всего эти разговоры сводится к двум тезисам вокруг которых и идёт всё дальнейшее обсуждение.
1ый тезис — интеллектуальная собственность не имеет физического выражения, благодаря чему посмотреть фильм или прослушать песню может каждый житель нашей планеты сколько угодно раз. В связи с этим, необходимо чтобы интеллектуальная собственность общедоступной и бесплатной, в противном случае пиратства не избежать.
2ой тезис — на создание интеллектуальной собственности тратятся деньги, и если на написание музыки, это деньги не очень большие, как и на написание книги, то на съёмку фильма — это деньги колоссальные! И вообще, творческой интеллигенции тоже кушать хочется. Не могут же они за бесплатно работать.
Многие собственно дальше этих рассуждений и не выходят ограничиваясь лишь теоретизированием, о том, зачем платить деньги за то, что может быть доступно каждому и бесплатно. Ну или зачем платить столь большие деньги, ведь чем меньше будет стоимость, тем больше людей купят лицензию.
Вместо того чтобы заниматься теоретизированием, я предлагаю законченное решение данной проблемы, которое, с моей точки зрения, как минимум устроит нас, обычных юзверов и потребителей интеллектуальной собственности (далее ИС), и при этом не оставит творческую интеллигенцию помирать с голоду на улице. Речь пойдёт о программе национализации ИС.
Перед тем как перейти к собственно программе, следует потратить совсем немного времени, на изучение исторического опыта.
Итак, в странах развивающегося социализма, например в СССР Сталинских времён, интернета не было, по этому, отношение с творческой интеллигенцией в общем и целом носили вполне буржуазный характер. За исключением может быть того, что Советская цензура более менее разумно отсекала совсем уж «ужасные творения». В остальном примерно такая же схема как и везде. Творцы ИС получали гонорары за продажи своих произведений, чем больше продаж, тем больше гонорары. То же самое и с театральными постановками и с музыкой и так далее. В общем, технологии были не теми, чтобы каким либо образом качественно преображать систему.
Однако, мы можем немного пофантазировать на тему, что было бы с ИС, живя мы по сей день в СССР, в СССР в котором появился интернет, торренты и т.д. Мне представляется, что советская власть со временем поняла бы необходимость своего вмешательства в эту область и нашла бы способ и вашим и нашим. Например, создала бы бесплатную государственную цифровую библиотеку доступную для каждого гражданина, с помощью которой тот мог бы получить доступ к самым популярным произведениям и к тем произведениям, которые уже стали классикой, ну или по крайней мере к тем, которым уже стукнуло 10-15 лет, и соответственно, на них уже практически нереально заработать. Так как эта сфера очень динамичная, и то что интересно сегодня, через 5 лет уже практически никому не надо.
Данная библиотека скорее всего состояла бы из двух привычных для Интернета частей. Серверная часть и клиенсткая часть. Сервервная соответственно представляла бы из себя что-то вроде государственного торрент-трекера. Клиентская часть, не просто программу аля Utorrent, а нечто больше напоминающие Steam. То есть, именно своего рода домашнюю цифровую библиотеку.
Вот отталкиваясь от таких представлений и будем формировать принципы программы национализации интеллектуальной собственности.
Серверная Часть
Первое, государство создаёт государственный, для простоты понимания, торрент трекер, на котором каждый человек имеет право получит свободный, бесплатный доступ к общенациональной интеллектуальной собственности. К классическим произведениям, на которой он может выложить свои произведения для бесплатного скачивания или за деньги. На том же Steam существует система GreenLight, которая является своего рода цензурным фильтром, благодаря которому на этой площадке не продаётся откровенных помоев, так как их не пропускают сами пользователи площадки.
Когда человек выкладывает тот или иной продукт в систему, например музыкальная группа записала новый альбом или автор написал новую книгу, они могут свободно выложить свою интеллектуальную собственность на этот портал, которая проходит три системы фильтрации. Первый уровень — государственный, государство отсекает от распространения материалы в которых пропагандируется педофилия, употребление наркотиков, суицид. И если в произведение есть насилие, сексуальные сцены и тому подобное, ставит этому произведению соответствующий возрастной ценз, 12+, 14+, 16+, 18+…
Второй фильтр, это непосредственно фильтр уже из самих граждан, которые решают допускать или не допускать продукт до площадки, важного понимать, что это решение принимают граждане, а не чиновники. Чиновники отсеивают исключительно откровенный криминал, которой не может являться культурным произведением. Для того, чтобы люди участвовали в этом отборе, существуют определённые программы, когда например за каждый голос, гражданин будет получать по рублю на кошелёк в системе, или будет иметь большие скидки, чем остальные граждане, так как он тратит время на развитие системы, на благо всего общества.
Третий фильтр, имеет два уровня. По количеству голосов и по количеству покупок. Предположим, когда интеллектуальный продукт появился в «системе», пусть даже платный и мало кому известный граждане получают возможность голосовать за этот продукт, для включения его в перечень общенационального интеллектуального достояния. Думаю, не имеет смысла привязывать это голосование к определённому количеству голосов. Просто, должна быть определённая квота, в соответствии с которой, за месяц, принимается не более, ну например 30 произведений одного направления. Выбираются те произведения, которые соответственно набрали наибольшее количество голосов за прошедший месяц. Права на эту ИС выкупаются государством у текущего правообладателя в принудительном характере за не маленькие деньги, после чего, этот продукт становиться общедоступным и бесплатным. Тем же, кто в своё время приобрёл этот продукт с помощью этой государственной системы возвращаются деньги за его приобретение. И они могут их потратить уже на что-то другое. При этом, если продукт не набрал нужное количество голосов, но его именно КУПИЛО более, предположим, 100 000 человек, этот продукт опять таки национализируется и деньги купившим возмещаются в полном объёме. «Голосуй рублём!».
Понятное дело, что государство будет иметь небольшую комиссию за приобретение того или иного продукта, но эта комиссия пойдёт не на обслуживание серверов системы, это обслуживание будет происходить исключительно за счёт бюджета государства. Комиссия пойдёт как раз на национализацию. Хотя на это придётся тратить деньги и из бюджета в том числе.
Клиентская часть
Для того, чтобы эта система оправдывала своё существование, она как минимум должна быть удобной. А желательно, чтобы при этом у неё не было конкуренции. По этому, вскоре после запуска данной системы, все продажи интеллектуальной собственности на физических носителях должны быть ликвидированы, в принципе, вообще, за ненадобностью.
Сам клиент должен иметь возможность устанавливаться на любое устройство, у которого есть доступ к сети. Компьютер, планшет, телефон, электронная книжка и так далее, дабы была возможность скачивать игры и фильмы на компьютер, книги, аудиокниги, музыку на планшет или mp3 плеер. Сам по себе клиент, это библиотека привязанная грубо говоря к вашему паспорту, в которой идёт перечень того, к какой ИС вы имеете доступ. То есть, когда вы открываете программу, она представляет из себя каталог разбитый на типы (книги, аудиокниги, фильмы, видеоигры, музыка, музыкальные видео и т.д.) и жанры (романы, триллеры, комедии, стратегии, рпг, рок, джаз), в качестве наглядности скриншот из моего steam аккаунта
В левой части, серым продукты которые я могу использовать, белым, продукты скаченные и готовые к использованию, сверху справа остаток на моём кошельке и ссылка на профиль, по центру страница самого продукта, последние новости связанные с продуктом… В верху возможность переключиться на «магазин» в котором можно купить новые продукты. Отличия от того что я предлагаю в том, что в стиме нет «национализированных продуктов», там по сути всё платное, за исключением может тех продуктов, которые сами по себе бесплатны, но имеют встроенные покупки, например Dota 2.
Соответственно, в рассматриваемой системе будут те вещи, которые национализированы и бесплатны, и те которые обществом не восприняты как «выдающиеся произведения», а потому платные. Так что, если вы хотите читать, смотреть, слушать, играть, использовать говно, простите, не признанный обществом продукт, извольте за него заплатить.
Таким образом, самые популярные произведения, продукты — будут общедоступными и бесплатными для любого гражданина. Любители специфики всё равно получат возможность получать желаемое, а творческая интеллигенция не только не будет голодать, но и получит удобный способ для реализации и продвижения своих произведений. Государство же получит массу пользы, как в виде уничтожения таких паразитических буржуазных элементов как «издательства» и торговля интеллектуальной собственностью, что позволит задействовать большее количество людей в секторе реального производства, при этом, пиратство в таком государстве будет практически сведено к нулю. Ну а мы, обычные граждане получим возможность удобного доступа к интеллектуальной продукции, как бесплатный доступ, ко всеми любимым произведениям и классике, так и платный удобный доступ к чему-то особенному.
Все кому эта идея нравится, рассчитываю на ваш лайк и репост)