Во времена Хрущева было развёрнуто масштабное строительство городских кварталов с типовыми многоэтажками. (Обычно под хрущевкой подразумевают убогие пятиэтажки, но я рассматриваю вопрос глобально, как масштабное промышленное строительство социального жилья для каждого гражданина, желающего проживать в городе). Эту систему можно в целом признать успешной, большая часть населения СССР обрела собственные квартиры, получив возможность выехать из переполненных коммуналок и временных бараков с удобствами вне дома. Но попытка осуществить подобный эксперимент в США завершилась громким провалом.
Данная заметка посвящена исследованию опыта строительства и эксплуатации квартала Прюит-Айго (Pruitt–Igoe рус-вики) в 1956-1972 гг в городе Сент-Луисе штата Миссури. Я постарался не столько рассказать об драматической истории этого квартала, сколько проанализировать проблемы, которые в нем проявились, и благодаря которым его история столь печальна. Тем, кому интересны подробности могут посмотреть фильм «Pruitt-Igoe Myth, 2011» (DVDRip-торрент на английском) или почитать в интернетах.
В послевоенные годы в США наблюдался промышленный рост, но городская инфраструктура находилась в плачевном состоянии. Города выглядели так, что современный человек счёл бы их непригодными для проживания: уродливые двухэтажные хибары, грязь на улицах, удушливый смог фабрик. Решить проблему можно было идти двумя путями. Сейчас один из них можно назвать «советским способом» — когда строятся большие новые кварталы с многоэтажными зданиями и всей сопутствующей инфраструктурой (школами, магазинами, поликлиниками, офисными зданиями). Другой способ, ставший доминантным в США, представлял собой развитие пригородов и исходом из городов среднего класса.
Очевидна идеологическая противоположность этих двух путей: индивидуальный дом каждому, размер и цена которого будет зависеть исключительно от достатка хозяина;
одинаковые стандартные квартиры всем, различающиеся только площадью в зависимости от количества человек в семье.
За идеологическим фасадом кроется более существенная социо-экономическая несовместимость этих путей, о которой было сказано выше: если вы переселяете более богатых и успешных за город, то в городе остаются бедняки у которых не хватит средств и сил для поддержания порядка и инфраструктуры в надлежащем состоянии. Как следствие город будет становиться все более некомфортным для людей и все будут еще сильнее стремиться из него вырваться. А те, кто не сможет вырваться будут превращать жизнь оставшихся в кошмар. Уже этот простой факт предрешал провал проекта. Нельзя одновременно реализовывать оба способа: комфортный пригород и комфортный город.
Итак, в 1956 было построено 33 11-этажных многоквартирных домов. Затраты на строительство составили 36 млн. долл. Средства были выделены федеральным правительством. Рассматривалась возможность применить опыт строительства таких кварталов в других городах США. Жильцы заселялись по принципу социального найма (платили арендную плату). В первый год было занято 91% площадей, но в последующие более трети (а потом и половины) квартир пустовало.
Квартиры предоставлялись по социальным программам, но с ограничениями. Например, нужно было являться многодетной матерью одиночкой. Получалось, что отец должен был формально уйти из семьи, а дети должны были говорить регулярно посещающим их представителям соц служб, что они никогда не видели отца и где он не знают. Создавалась опасная ситуация, когда в доме много детей и мало родителей. Это провоцировало конфликты между детьми, хулиганство, и доставляло неудобства белым малым семьям (состоявших, например, из папы, мамы и одного ребёнка). Дома начали превращаться в гетто изнутри. Белые стали быстро съезжать.
Недостаток жильцов и их ограниченные возможности по оплате найма провоцировали нехватку средств на обслуживание зданий и очень быстро там наступила разруха, перестали работать лифты и мусоропроводы. Жильцы оказались брошенными на произвол судьбы. С учётом демографического тренда по перемещению людей и рабочих мест за пределы города ситуация становилась безнадёжной. Деиндустриализация США началась именно тогда. Промышленность США уничтожил не дешёвый китайский труд, а пригороды. Город потерял своё главное преимущество: высокую плотность населения и наличие большого количества квалифицированных работников в шаговой доступности. Города и пригороды начали холодную меж-классовую войну между собой: в городах-середняках — бедняки и безработные, в пригородах — богачи и средний класс.
Конец Прюит-Айго был предсказуем. Полиция перестала посещать квартал. Жители (подростки) видели в служителях «закона и порядка» врагов. И даже когда пожарные приезжали тушить подожжённый мусор в них сверху кидали бутылки. Бороться с вандализмом пытались самым наивным способом — путём установки антивандальных дверей, светильников и т.п. Это приводило к обратным результатам — очумелые подростки с ещё большим остервенением приводили жильё в непригодное для проживания состояние.
Апогей разрухи наступил, когда во время холодов, благодаря выбитым окнам и пустующим квартирам начали лопаться водопроводные трубы… В 1971 в семнадцати зданиях жило 600 человек, остальные 16 стояли пустым
Источник — http://aftershock.su/