Красные Советы — Прозрение в Минэкономики. Диагноз аналитической дисфункции Правительства

Масштабы кризисных явлений и глубина спада в реальном секторе экономике при крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и стабильно высоких ценах на нефть стали настолько угрожающими, что вызывают панику даже в Правительстве

Так, буквально на днях Министерство экономического развития объявило сразу о двух плохих новостях – во-первых, практически в два раза (с 30 до 50 млрд. долл.) пересматривается прогноз по чистому оттоку капитала из России. Да, пересмотр состоится лишь в конце августа. Однако уже сегодня замминистра Андрей Клепач, который стал главным претендентом на скорый уход из МЭР вслед за своим уже бывшим руководителем Андреем Белоусовым, которого после своей критикой несовместимой с модернизацией российской экономики политики Минфина и Центробанка «ушли на ‘повышение’» в помощники президента Путина, озвучил новую «рабочую оценку» по бегству капитала.

По сути дела, Клепач в очередной раз был вынужден согласиться с мнением независимых экспертов и учёных, которые ещё осенью 2012г. обоснованно и буквально на пальцах с цифрами в руках утверждали, что никакого слома негативных тенденций с вывозом капитала из России в ближайшее время не произойдёт. А заложенные в бюджет на 2013г. и официальный прогноз социально-экономического развития проектировки «нулевого сальдо движения капитала» называли утопичной пропагандой и откровенной маниловщиной, не имеющей никакого отношения к действительности.

Этим шагом Клепач лишь подтвердил прогнозистсткую дисфункцию правительственных чиновников – в Минфине и Центральном Банке России на протяжении всех последних 5 лет в начале каждого года неустанно повторяют мантру о том, что бегство капитала носит временный характер, не имеет под собой объективных фундаментальных предпосылок, никоим образом не связано со структурно-технологической деградацией экономики и загниванием наукоёмких производств и уже в самое ближайшее время сменится масштабным притоком капитала в Россию. При этом сотрудников Минфина и ЦБ РФ нисколько не смущает тот факт, что только за период 2008-2012гг. чистое отрицательное сальдо трансграничного движения капитала составило 361,5 млрд. долл. Другими словами, пока чиновники занимались сеансами массового гипноза и нейролингвистического программирования из демонетизированной, деиндустриализированной, десуверенизированной и обескровленной экономики России было вывезено свыше 11,5 трлн. рублей, что эквивалентно размеру годового федерального бюджета России и 18,5% ВВП в ценах 2012г.

При этом только в январе-июне текущего года вывоз капитала из России превысил отметку в 38,4 млрд. долл. Что лишь немногим лучше 40,1 млрд. долл., вывезенных в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны годом ранее, но заметно хуже показателей первого полугодия 2011г. (27,1 млрд.) и 2010г. (11,4 млрд.). Совершенно очевидно, что предыдущий прогноз МЭР по чистому оттоку капитала (30-35 млрд. долл.), который чиновники в Минфине и Центральном Банке называли «крайне пессимистичным», развалился буквально на глазах – только за первые полгода по мере скатывания отечественной экономики в депрессивное и коматозное состояние из России вывезли больше, чем прогнозировали в Минэкономики на весь год.

Как показала практика, оказался прав Андрей Белоусов, который, будучи первым профессиональным экономистом на посту главы МЭР за последние 13 лет, прекрасно осознавал неадекватность официальных прогнозов и ещё весной 2013г. указывал, что компаниями и банками из России будет вывезено не менее 50-55 млрд. долл. Да, Андрей Белоусов, чтобы не вызвать критику у руководства страны, делал оговорку, что это его личная оценка и она не имеет никакого отношения к официальному прогнозу Минэкономики. Однако уже тогда было очевидно практически всем макроэкономистам, что масштабный исход капитала (главным образом в виде иностранных кредитов и займов, а также прямых инвестиций), будет продолжаться ещё долгое время. В данном вопросе Белоусов сошёлся с оценками большинства макроэкономистов, независимых от догм псевдонаучной доктрины «рыночного фундаментализма».

Показательно, что основной вклад в отток капитал из российской экономики, в которой на протяжении двух десятилетий наблюдается хронический и крайне острый инвестиционный кризис в несырьевой обрабатывающей промышленности, а объём капитальных вложений в основные фонды на 25% ниже отметок 1990г., вносят не только финансовые организации и банки (на них пришлось 19,4 млрд. долл. чистого вывоза капитала), но также нефинансовые организации и промышленные предприятия (18,9 млрд.). И это на фоне сжавшегося на 43% профицита счёта текущих операций платёжного баланса (с 55,5 до 32 млрд. долл.), что лишь усиливает давление на курс российского рубля, который успел обесцениться на 11% по отношению к американскому доллару (с 30 до 33,3 рублей) только за период с начала текущего года. Да, в последние несколько недель рубль укрепился по отношению к американскому доллару до 32,5 рублей за доллар. Однако по отношению к евро российский рубль обесценился до минимальных отметок с середины 2011г. и достиг отметки в 43,5 рубля за евро.

Хуже того, наряду с этим продолжается откровенная вакханалия с незаконным вывозом капитала из России, на которую российские правоохранительные органы и Центральный Банк (будучи основным органом банковского регулирования и контроля и став с недавних пор мегарегулятором), судя по всему, не реагируют вовсе. Согласно официальным данным платёжного баланса Центрального Банка России, только по итогам первого полугодия 2013г. и только официально зарегистрированный ЦБ РФ незаконный вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной валютной выручки, непоступление товаров и услуг в счёт предоплаты по импортным контрактам, фиктивные операции с ценными бумагами, кредитование фирм-однодневок и т.д.) превысил отметку в 18,1 млрд. долл., что превышает годовые расходы федерального бюджета на неуклонно деградирующие и активно коммерциализируемые образование или систему здравоохранения. Никакой реальной борьбы с этой дырой в российской финансовой системе пока не наблюдается — годом ранее в январе-июне незаконным образом было вывезено порядка 18,4 млрд. долл.

Не менее удручающая ситуация складывается с вывозом за пределы российской экономики откровенно криминальных активов и доходов: если в первом полугодии 2012г. по статье «чистые ошибки и пропуски» платёжного баланса из России было вывезено 8,9 млрд. долл., то в аналогичном периоде 2013г. аж на 10% больше – порядка 9,8 млрд. долл. Другими словами, по мере разрастания коррупционных аппетитов чиновников, произвола инфраструктурных монополий и расширения масштабов теневого сектора экономики (15-20% по оценкам министра финансов Антона Силуанов и 40-50% по ценкам МВФ, Всемирного Банка и ОЭСР), в который усилиями властей загоняется всё большая часть предпринимательской активности (достаточно вспомнить снятие с учёта 450 тыс. индивидуальных предпринимателей за последние полгода после двукратного повышения величины социальных платежей) происходит интенсификация процесса незаконного вывоза капитала из России.

Судя по всему, по мере сползания российской экономики в кризисное состояние, а также усиления коррупционного, административного и фискального бремени, по итогам 2013г. мы увидим заметный прирост масштабов незаконного вывоза капитала. Если по итогам всего 2012г. только незаконным образом и только под присмотром Центрального Банка России из страны незаконным образом было вывезено 49 млрд. долл., то в текущем году ничто не мешает обновить рекорд и зафиксировать незаконный исход 55 млрд. долл. в направлении оффшорных юрисдикций, налоговых гаваней и фешенебельных стран.

«НЕФТЕГАЗОВЫЙ ТИТАНИК» СЕЛ НА МЕЛЬ

Вторая плохая новость касается ситуации с разрастающимися кризисными тенденциями в экономике. Замминистра экономического развития Андрей Клепач, на котором, по большому счёту, сегодня держится практически всё министерство в ультралиберальном Правительстве Медведева (после ухода оттуда Андеря Белоусова), заявил о том, что по итогам первого полугодия текущего года российская экономика выросла всего лишь на 1,7%. При этом в июне текущего года ВВП в реальном выражении продемонстрировал рост всего лишь на 1,5%, а с учётом календарного и сезонного фактора по сравнению с маем и вовсе не изменился.

Помимо этого Андрей Клепач дал понять, что в конце августа текущего года Минэкономики может пересмотреть свой прогноз по и без того затухающей динамике роста отечественной экономике. В настоящий момент с учётом весеннего пересмотра прогноз составляет 2,4%. Мало того, что это на треть меньше заложенного в бюджет на 2013г. роста на 3,5%, так ещё и далеко не факт, что Правительству, которое наотрез отказывается пересматривать свои ультралиберальные подходы к социально-экономической политике и всеми силами блокирует переход к активной национально ориентированной стимулирующей денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, удастся обеспечить рост ВВП на 2,4%. Более того, далеко не факт, что даже с учётом перманентных и очевидных манипуляций со статистикой и существенного занижения темпов роста цен (в данном случае дефлятора ВВП) статистикам удастся зафиксировать рост российской экономики на 2%.

И это на фоне стабильно высоких цен на энергоносители — в январе-июне 2013г. средняя цена на нефтяную смесь Urals превысила 106,5 долл. В бюджет заложен рост ВВП на 3,5%, Медведев обещает 4-4,5%, а для финансирования предвыборных обещаний Путина требуется рост на 5-5,5%. Срыв всех планов.

В последние полтора-два года России не помогает даже дорогая нефть – это дефолт архаичной ресурсно-сырьевой модели «роста без развития», подразумевающей проедание нефтедолларов, иностранных кредитов и доставшегося в наследство от СССР производственного, инфраструктурного и научно-технического потенциала. Темпы роста выпуска товаров и услуг по основным видам экономической деятельности, обеспечивающим свыше 75% ВВП России, сжался с 5 до 0,7% — это худшая динамика с 2009г.

Наряду с этим усиливается деградация самой структуры и без того едва заметного экономического роста, которым российские чиновники, тем не менее, продолжают хвастаться. Рост добавленной стоимости фиксируется исключительно в спекулятивных и торгово-посреднических видах деятельности, а также в приватизируемой бюджетной сфере. Если экономика России в первом квартале выросла на 1,6%, то ничего не производящая финансовая деятельность на 12,3%, гостинично-ресторанный комплекс – на 3,2%, операции с недвижимым имуществом – на 7%, а активно приватизируемая и коммерциализируемая социальная сфера и здравоохранение показали рост добавленной стоимости на 5,5 и 4,2% соответственно.

Откровенно кризисные тенденции наблюдаются в реальном секторе экономики, без которых не мыслимы модернизация и инновации: добавленная стоимость в сельском хозяйстве растёт всего лишь на 1,6% (против 3,1% годом ранее), в обрабатывающих производствах – на 1,3% (против 6,2%), строительном комплексе – на 0,4% (против 2,6%), транспорте и связи – на 0,6% (против 1,4%), а в производстве электроэнергии, газа и воды снижается на 2,4% при спаде деятельности домашних хозяйств на 0,4%. Это тупик – «нефтегазовый Титаник» идёт на дно и нынешнее правительство лишь усугубляет положение своей по-гайдаровски ультралиберальной социально-экономической политикой.

Стремительно нарастает спад в реальном секторе экономики. В пером полугодии 2013г. промышленное производство выросло на едва отличимые от статистической погрешности 0,1% (годом ранее рост на 3,1%). При этом обрабатывающие производства уже вошли в депрессивное состояние – рост сошёл на нет (0% роста в январе-июне 2013г.), тогда как ещё годом ранее производство росло на 4,5%. При этом в мае промышленное производство сократилось на 1,4%, а в обрабатывающей промышленности обвал превысил 4,4% — столь глубокого спада производства не наблюдалось аж с осени кризисного 2009г. Добыча сырья прибавляет всего лишь 1% (0,9% годом ранее), несмотря на рост цен на сырьё, а производство газа, электроэнергии, тепла и воды падает на 0,7%. Спад в системе естественных монополий – опережающий макроэкономический индикатор кризисной ситуации в реальном секторе экономики. Хуже того, объём грузоперевозок на транспорте сократился на 0,9%, грузооборот на железнодорожном транспорте (отражающем ситуацию в добывающей и обрабатывающей промышленности) упал на 3%, а объём погрузки основных грузов на ж/д транспорте сжался на 3,7%.