Красные Советы — Экономика геноцида. Оккупационный режим переводит потребление на пайки

Правительство озвучило очередную «социально ориентированную» инициативу, которая лишний подтвердила тезис о том, что этот режим служит коммерческим интересам олигархического капитала и монополиям, а не интересам народа России. Речь идёт о намерении с 2014г. людоедскую норму водо- и энергопотребления, которая уже получила название «энергопайка»

q416-4041404

Как стало известно, нормы потребления электроэнергии и воды планируется ввести в России в 2014–2015 годах. Об этом было объявлено 30 июля на состоявшемся в Горках совещании вице-премьером Дмитрием Козаком. Про введение минимально гарантированного потребления электроэнергии и воды по «льготным» ценам вспомнили в рамках обсуждения темы подготовки к осенне-зимнему сезону. Весьма показателен оптимизм чиновников, которые продолжают следовать курсом антисоциальной монетизации льгот и повышения платности бюджетной сферы – Козак заверил, что сам процесс и его темпы беспокойства не вызывают: они даже быстрее, чем в прошлом и позапрошлом годах.

Для начала в Правительстве принято решение запустить социальные (точнее сказать, антисоциальные) нормы потребления электроэнергии с 1 января 2014г. в так называемом «пилотном» режиме в ряде регионов России: в Орловской, Ростовской, Самарской областях, а также в Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской областях, где данная инициатива применялась ещё раньше.

При этом по имеющейся информации, в пределах пресловутого «энергопайка» тарифы на электроэнергию будут незначительно снижены с сегодняшних и без того крайне высоких для большинства россиян уровня. Тогда как за пределами пайка размер тарифов будет не просто, а повышен в разы – в 2-3 раза. Правительственные чиновники уверены, что скачкообразный рост тарифов на услуги естественных монополий должен стать составной частью программы ресурсосбережения и стимулировать рост энергоэффективности. Первые шаги к реализации проекта будут производиться уже с 1 сентября.

q417-2658810

Согласно опубликованному постановлению правительства РФ, вся ответственность за реализацию проекта возлагается на руководителей субъектов регионов – т.е. на губернаторов, находящихся под перекрёстным огнём. С одной стороны, 80% российских субъектов регионов являются дотационными, имеют хронические дефициты региональных бюджетов и находятся в критической зависимости от межбюджетных трансфертов (т.е. подачек из центра) в обмен на политическую лояльность и пресечение попыток раскачать «лодку стабильности».

С другой стороны, именно они вынуждены озвучивать и претворять в жизни ультралиберальную и людоедскую по своей сути социально-экономическую политику, разрабатываемую правительственными чиновниками в Москве. Неудивительно, что именно главы субъектов федерации, сами того не хотя, вынужденно и вопреки своей воле попадают под удар проживающего в регионах люмпенизированного и малообеспеченного в своей массе населения, реальный уровень жизни большей части которого неуклонно сокращается в силу целого ряда инициатив Правительства.

Судя по всему, в Кремле продолжают реализовывать политику по поиску «стрелочников» и «козлов отпущения» — не желая марать свою и без того подмоченную репутацию и при этом искренне желая обогащаться и создавать кормушку для аффилированных бизнесменов, высокопоставленные чиновники принимают откровенно непопулярные и вредительские законы, указы и постановления. А всю ответственность сваливают на региональных и муниципальных чиновников, а также «агентов Госдепа». Точно такую же тактику поведения можно было наблюдать и раньше — разрушение РАО ЕЭС списали на прораба «катастройки» и «рыночных реформ» Чубайса, монетизацию льгот – на Зурабова и Жукова, разрушение системы высшего образования и дебилизацию населения – на Фурсенко, погром РАН – на Ливанова, воровство в АПК – на Скрынник, мародёрство в Минобороне и срыв Гособоронзаказа – на Сердюкова и прогуливающуюся по фешенебельным бутикам Васильеву, а поправки в ФЗ-83, ознаменовавшие коммерциализацию социальной сферы и рост платности некогда бесплатных государственных услуг – на всю Единую Россию, которую превращают в коллективного козла отпущения и громоотвод «вертикали власти».

РОССИЯ ВО МРАКЕ ЧУБАЙСЯТИНЫ

q418-8855321

Судя по всему, уже в ближайшие годы российские города имеют все шансы превратиться в подобие северокорейских «столиц мира». В настоящий момент Пхеньян является, пожалуй, если и не самой, то уж точно одной из самых мрачных столиц мира – практически напрочь отсутствует освещение улиц и иллюминация в ночное время суток за пределами центральных районов, крайне немногие окна в этом городе светятся по ночам. Основное отличие состоит в том, что, если в КНДР такая ситуация сложилась из-за гигантского дефицита электроэнергии и бедности одного из последних оплотов коммунизма, то в России, обладавшей мощнейшей и самой надёжной энергосистемой в мире, погружение во мрак станет следствием доминирования интересов энергетических компаний и прочих монополий в процессе принятия решений правящим режимом.

Такое чувство, что начинает сбываться давняя мечта «реформатора» всех времён и народов и прораба «шоковой терапии» Чубайса – Россия медленно, но верно погружается во мрак «катастройки». «Блэкауты» и веерные отключения электроэнергии в ряде регионов России (в том числе в военных частях и объектах социальной инфраструктуры – школах, поликлиниках, роддомах и т.д.) были только первыми последствиями провальной и разрушительной реформы РАО ЕЭС. Мало того, что объекты электрогенерации отдавались в руки приближенных к Чубайсу бизнесменов в лучших традициях кредитно-залоговых аукционов и практически за дарма (250-350 долл. за кВт установленной мощности вместо 1,5-2 тыс. долл., как это принято во всех экономически развитых странах) и было разрушено единство энергетической системы (высокодоходная генерация и транспортировка достались частникам, а убыточные сети повесили мёртвым грузом). Так ещё и вместо многократно обещанного снижения цен на электроэнергию в результате дерегулирования и демонополизации энергетического рынка и насаждения конкуренции наблюдается их безудержный рост.

Даже те граждане России, которые поверили властям и своей собственной инициативе поменяли в квартирах обычные лампочки накаливания на энергосберегающие, никакой реальной экономии денег не заметили. Если сравнить счета за 2010-й и 2013гг., то окажется, сегодня цены электроэнергия подорожала на 40-60% — стремительный рост тарифов, обусловленный произволом монополий и созданных в ходе приватизации ЖКХ управляющих компаний, «съел» все достижения энергосберегающих технологий.

Теперь правительство, провалившее реформу энергетической отрасли, но озабоченное слишком высокой энергоемкостью российского ВВП, подготовило россиянам новый «подарок» — премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии. По сути дела, впервые за последние 70 лет, т.е. со времён Второй мировой войны, на территории России де-факто вводится карточная система распределения товаров и услуг. Именно проявлением карточной системы по своей сути и является минимально гарантированная норма потребления электроэнергии. Другое дело, что в составит в среднем 70 кВтч с января 2014 года.

Как заявили в Правительстве, норма потребления электроэнергии будет установлена на таком уровне, чтобы более 70% граждан России попадало в неё. В случае, если удастся реализовать этот первый этап проекта, то он вступит в силу и будет распространён на всей территории страны с 2014г. По данным Минэкономразвития, электроэнергия для населения в 2013–2015гг. будет отпускаться по ценам на 17–20% меньше, чем для промышленных предприятий, в 2019–2020-х — цены выровняются, а в 2030г. стоимость энергии для населения будет в 1,7 раза дороже.

Другими словами, в финансово-экономическом блоке Правительстве, где после ухода из Минэкономики в почётную ссылку якобы «на повышение» в помощники президента Андрея Белоусова на всех командных высотах сидят ученики Егора Гайдара, судорожно стараются избавиться от системы перекрёстного субсидирования. Напомним, что во времена СССР крайне низкая стоимость электроэнергии и прочих услуг естественных монополий для населения компенсировалась повышенными тарифами для промышленных предприятий. Если сегодня промышленные предприятия и инфраструктурные компании частично оплачивают формально заниженные тарифы для населения, то уже через 17 лет именно рядовые граждане России, 70% которых застряли в предбаннике общества потребления в состоянии застойной бедности и нищеты, буду из своего кармана финансировать заниженные тарифы для промышленного сектора и компенсировать нежелание Правительства разобраться с системой ценообразования в энергетике.

В современных условиях, когда разрушены единые вертикально интегрированные производственно-технологические цепочки создания добавленной стоимости, крупная собственность сконцентрирована в руках узкой группы «эффективных» частных собственников, выведена в оффшоры (95% всей крупной собственности зарегистрировано в налоговых гаванях) и заложены по иностранным кредитам, интересы населения становятся непозволительной роскошью как для чиновников, так и для крупного капитала. Принимая во внимание, что гораздо проще и безболезненней залезть в карман наиболее бесправной с политической точки зрения и защищённой с правовой точки зрения части общества, то не вызывает удивления тот факт, что в Правительстве было принято решение пойти на поводу у естественных монополий и провести скрытое повышение тарифов на электроэнергию.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ ЭНЕГЕТИЧЕСКОГО ПАЙКА

q419-6546785

Инициатива ввести минимально гарантированную норму энергопотребления, т.е. пресловутый энергопаёк, является зримым проявлением тотального доминирования коммерческих интересов российских естественных монополий в процессе принятия государственных решений. Судя по всему, именно необузданные аппетиты монополистов и их тяга к извлечению монополистической ренты явилась ключевым фактором принятия решения о введении энергопайка.

Совершенно очевидно, что никакого отношения к реалиям повседневной жизни подавляющей части россиян указанный энергопаёк не имеет и иметь не будет — 70 кВт/час. которые выделили в Правительстве, это откровенная фикция и издевательство. Для сравнения, одна лампочка накаливания мощностью в 100 Ватт и в случае непрерывной работы в течение одного календарного месяца потребляет 72-74 кВт/час. Что уже превышает ту норму энергопотребления, которая рассчитана кабинетом министром и которая просто не совместима с нормальной жизнью рядовых граждан.

Средняя норма энергопотребления персонального компьютера и монитора — порядка 0,5 кВт/час. При работе по 4 часа в сутки энергопотребление составит не менее 62 кВт/час в месяц. Это уже сопоставимо с размером заявленного минимально гарантированного пайка энергопотребления. В зависимости от своего размера холодильники потребляют 350-400 кВт/час в год, т.е. 33 кВт/час в месяц. ЖК-телевизоры потребляют 0,25 кВт/час — при ежедневном просмотре в течение 5 часов в сутки затраты превысят 38,5 кВт/час в месяц. Норма энергопотребления стиральных машин, как правило, составляет 1-1,5 кВт/час — при стирке 3 раза в неделю по 2 часа затраты электроэнергии превысят 30 кВт/час в месяц. Чайник потребляет в среднем 1,5-2 кВт/час — при 4 разовой эксплуатации в сутки по 5 минут затраты электроэнергии составят 30 кВт/час в месяц. Энергозатраты утюга аналогичные — 1,5-2 кВт/час. если гладить бельё 3 раза в неделю в течение одного часа, то суммарное потребление электроэнергии составит как минимум 25 кВт/час в месяц.

И это не считая кухонных плит, пылесосов, микроволновых печей, посудомоечных машин и комнатных обогревателей, которые являются не роскошью, а жизненно важной необходимостью в большинстве северных регионов России, в которых до сих вполне обычным явлением является прорыв теплосетей, размораживание жилых домов и крайне низкие температуры в квартирах в осенне-зимний сезон. Согласно социологическим опросам и имеющейся в открытом доступе информации в среднем в Москве душевое потребление электроэнергии составляет 180-200 кВт/час в месяц. В среднем по России этот показатель не опускается ниже 150 кВт/час. Что, как минимум, в 2 раза превышает размер спущенного из коридоров власти энергетического пайка. Принимая во внимание тот факт, что в рамках социальной нормы потребления электроэнергии цены на электричество снизятся в лучшем случае на 10-15%, а за рамками «пайка» — увеличатся в 2-3 раза, впору переходить на лучины.

Судя по всему, по замыслу чиновников граждане России в принципе не должны пользоваться не то что техническими достижениями цивилизации (компьютер, телевизор, кондиционер, холодильник и т.д.), но даже минимально необходимыми бытовыми устройствами удобствами — чайниками, кухонными плитами, утюгами и т.д. Они рискуют стать непозволительной роскошью для существенной части населения России — средние душевые доходы 50% россиян не дотягивают до отметки в 15 тыс. рублей, а 80% граждан России не могут позволить себе приобрести крупную бытовую технику и товары длительного пользования без потребительского кредита. Это весьма репрезентативный индикатор бедности в экономически развитых странах.

Не говоря уже о том, что те же самые 80% россиян, согласно социологическим опросам и оценкам самих банков, не в силах позволить себе улучшить свои жилищные условия даже при условии привлечения ипотечного кредита. Либо ставки по ипотеке оказываются на запретительно высоком уровне, «съедая» критически значимую часть семейного бюджета; либо требуемая банком сумма первоначального взноса оказывается непозволительно высокой в силу наличия «пузырей» на рынке недвижимости; либо банально не хватает минимально необходимого подтверждённого размера заработка. Как правило, все эти факторы сваливаются в единый комплекс непреодолимых трудностей.

Особенно сильные опасения введение указанного энергопайка (в разы заниженного от совместимого с нормальной жизнью россиян уровня) в России вызывает в ситуации перманентного разрастания имущественной пропасти и социально-экономической дифференциации населения страны. Отметим, что, по данным Росстата, в первом полугодии 2013г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года значение коэффициента фондов, отражающего разрыв в уровне официальных доходов 10% наиболее богатых и наименее социально защищённых граждан, вырос с 15,4 до 15,7 раз. Указанный скачок имущественной пропасти зафиксирован только за последний календарный год.

С учётом скрытых доходов и доходов от капитала и предпринимательской деятельности масштабы пропасти превышают отметку в 70-100 раз, что на порядок превышает предельно допустимый пороговый уровень в 10 раз, рекомендованный ООН. В начале 2000-х масштабы пропасти не превышали 13,5 раз по коэффициенту фондов.

q420-4194603

Наряду с этим с 0,411 до 0,414 выросло значение коэффициента Джини, отражающего уровень концентрации доходов в карманах наиболее состоятельной части общества. Если ещё в первом полугодии 2012г. 20% наиболее обеспеченных и удачно встроившихся в деиндустриализированную и денационализированную «экономику трубы» концентрировали в своих руках 46,9% суммарных доходов населения России, то в аналогичном периоде 2013г. свыше 47,1%. Притом что удельный вес 60% наименее обеспеченных россиян в распределении трудовых доходов за рассматриваемый период сжался с 30,5 до 30,3%.

Хуже того, граждане России будут вынуждены оплачивать якобы «избыточное» по меркам чиновников потребление электроэнергии не только за самих себя, но и за всех жителей дома. В том числе это относится к освещению подъездов, работе и освещению лифтов и т.д. Другими словами, граждане России буду вынуждены оплачивать бесхозяйственность не только своих соседей по подъезду, но и коммунальных служб и ЖЭКов.

Разработанный в недрах Правительства и, как это обычно бывает, в полной тишине и без согласования с экспертным сообществом и гражданами России, энергопаёк является откровенной статистической фикцией. Это логичное продолжение политики «социального дарвинизма» и монетизации льгот, направленной на приватизацию бюджетной сферы и повышение платности социальных услуг при одновременном стремительно снижении их качества и доступности для рядовых россиян. Энергетический паёк по своей сути является такой же откровенной фикцией, как и прожиточным минимум — совершенно не понятно, каким образом можно выжить в России на 7095 тыс. рублей.

Притом что даже этот минимум, не совместимый с биологическим выживанием человека, в целях экономии бюджетных ресурсов и минимизации социальных расходов не гарантируется Правительством — в первом квартале 2013г. минимального размер оплаты труда (МРОТ) оказался 31,8% ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (5205 против 7633 рублей соответственно). Стоит сказать, что по своей калорийности и пищевой ценности потребительская корзина, состоящая из минимально необходимого набора товаров и услуг, уступает пайку немецкого военнопленного в 1943-1945гг. Точно такую же оторванность от реалий демонстрирует предложенный энергопаёк – в лучшем случае, его хватит для работы трёх лампочек, просмотра телевизора и кипячения воды в чайнике.

q421-1755148

Совершенно не понятен оптимизм чиновников относительно стимулов для энергосбережения – в России официально по состоянию на первый квартал текущего года было зарегистрировано порядка 19,6 млн. россиян с доходами ниже величины прожиточного минимума. Это эквивалентно 13,8% населения России. Однако, как уже говорилось ранее, прожиточный минимум в размере 7095 рублей не имеет абсолютно никакого отношения к возможности физиологического выживания человека и, не обеспечивая материальным наполнением норму Конституции о праве гражданина России на жизнь, по сути дела, является проявлением примата политики «социального дарвинизма» и «геноцида».

Согласно последним оценкам Росстата, у без малого 61% россиян средние душевые доходы не дотягивают до отметки в 15 тыс. рублей. А у 43,9% доходы оказываются ниже планки в 10,5 тыс. рублей. Принимая во внимание, что реальный размер прожиточного минимума, гарантирующих гражданину России право на жизнь, по экспертным оценкам должен составлять не менее 10 тыс. рублей, окажется, что практически половина населения России находится в пограничном состоянии между бедностью и нищетой. Совершенно не понятно, за счёт каких финансовых ресурсов половина едва сводящих концы с концами граждан России должна финансировать переход на энергосберегающие технологии и, в частности, закупать энергосберегающие лампочки. Судя по всему, высокопоставленные чиновники по инерции продолжают путать глубину и содержимое своего кармана и банковских счетов в оффшорных юрисдикциях с изрядно опустевшими кошельками россиян.

ГОНКИ ПО ВЕРТИКАЛИ – ЦЕНОВОЙ ПРОИЗВОЛ МОНОПОЛИЙ

q422-2446790

Напомним, что на протяжении 2000-х годов средние темпы роста цен на газ, воду, электроэнергию, отопление, ЖКХ, грузовые перевозки и прочие услуги инфраструктурных монополий как минимум в 2-2,5 раза превышали официальные и политкорректные темпы инфляции — 15-20% против 7-8% соответственно.

В условиях, когда цены на товары и услуги в среднем растут в цене в разы быстрее, чем инфляция в отчётах Росстата, становится совершенно очевидно, что для подавляющей части населения России реальные темпы роста цен, а также обесценения их доходов и сбережений составляют не причёсанные и удобоваримые 6-8%, а все 13-15% ежегодно.

q423-5489236

Стоит сказать, что, если за период 2000-2012гг. потребительские цены в России, по оценкам Росстата, выросли в 3,5 раза, то индекс потребительских цен на услуги подскочил в 6,8 раз. При том что тарифы на грузовые перевозки подорожали в 6,34 раза, проезд в общественном транспорте — в 6-6,5 раз, электроэнергия — в 6,9 раз, абонентская плата за услуги связи — в 7,5 раз, газ — в 9,78 раз, отопление — в 15,4 раза, а холодное водоснабжение и водоотведение выросли в цене в 16,4 раза.

Совершенно очевидно, что столь стремительный рост цен на товары и услуги первой необходимости, на который в Правительстве закрывают глаза, потакая монополистам и перекупщикам, провоцирует снижение реального уровня жизни подавляющей части россиян, раскручивает маховик инфляции, повышает издержки производства и снижает конкурентоспособность отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности.

Хуже того, сослано недавно опубликованной Минэкономики стратегии развития России до 2030г., в течение ближайших 17 лет правительство планирует поднять внутренние цены на электроэнергию в 4,5 раза, а на газ и вовсе в 5 раз. Это станет неподъёмным бременем для критически значимой части и без того бедного и нищего в большинстве своём населения России, 60% которого, по оценкам Института Социологии РАН, находится в состоянии бедности и нищеты.

q424-7867946

еудивительно, что даже в Минэкономики прогнозируют существенное (на 10-30%) сокращение потребления электроэнергии со стороны 65-70% россиян. Совершенно очевидно, что в данном случае речь идёт не о тех 15-20% россиян, умудрившихся более-менее удачно встроиться в архаичную и деиндустриализированную «экономику трубы». Под удар реформаторов и модернизаторов попадут наименее социально незащищённые и малоимущие слоях общества, за чей счёт и будет проводиться политика пресловутой модернизации и инноваций.

Судя по всему, чиновники в Правительстве продолжают демонстрировать фанатичную приверженность политике «зурабовщины» и «гайдаровщины» — социальные расходы и финансирование расходов на развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование, культура, самозанятостью, спор и т.д.), как и в 90-е годы, по-прежнему воспринимаются как нецелевое использование бюджетных ресурсов и избыточное бремя.

При этом уже сегодня можно говорить о том, что Правительство постарается снять с себя ответственность за введение пайков на потребление электроэнергии и воды – в качестве коллективных «козлов отпущения» будут выставлены главы субъектов регионов, т.е. губернаторы. На которых в ходе недавнего перераспределения полномочий между федеральным центром и региональными бюджетами повесили подавляющую часть обязанностей по финансированию социальной сферы: среднего, высшего и профессионального образования, дошкольной подготовки, здравоохранения, социальной защиты населения, культурных мероприятий и т.д.

В условиях отказа государства от структурно-технологической модернизации экономики, повышения энергоэффективности производств, развития ресурсосберегающих технологий и научно-технического потенциала скачок цен на газ и электроэнергию нанесёт непоправимый удар по остаткам наукоёмких производств и промышленности высоких переделов, сделав их неконкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках.