Красные Советы — «Знаковый отъезд» Сергея Алексашенко

На днях бывший зампред Центробанка, либеральный экономист Сергей Алексашенко покинул Родину. Сейчас он находится с Вашингтоне, где планирует оставаться как минимум до мая 2014 года.

q1567-3826299

В интервью телеканалу «Дождь» Сергей Алексашенко называет главную причину своего отъезда. По его словам, желание уехать возникло вместе с образовавшимся свободным временем. Потратить его Алексашенко решил на стажировку в университете Джорджтауна, куда его на полгода командировала Высшая школа экономики. В Америке экономист намерен исследовать проблему глобализации мировых финансов и «отсутствие верховенства права в России». При этом, экс-зампред Центробанка подчеркивает, что контрактов с университетом он не заключал: «Я живу на зарплату, которую платит Высшая школа экономики, на те доходы, которые есть от консультационных контрактов, и никаких доходов в Америке – ни от частных рук, ни от государственных – у меня нет».

Отъезд Сергея Алексашенко из России не куда-нибудь за рубеж, а именно в США, в Вашингтон, является знаковым. Это лишний раз говорит о том, что определенные позитивные изменения в политическом руководстве страны все-таки происходят, и идеологи-проводники доктрины «Вашингтонского консенсуса», которая в 90-е годы привела Россию к социально-экономической катастрофе и превратила ее в сырьевую колонию Запада, постепенно уезжают обратно в этот самый Вашингтон. Агенты влияния поехали на заработки и отработку к своим работодателям.

Судя по всему, неадекватность той макроэкономической политики, которая проводилась на протяжении последних двух десятилетий Гайдаром, Чубайсом и их учениками в либеральном лагере, стала совершенно очевидна не только для экспертного сообщества и научного круга, но и для непосредственного руководства страны. Оно начало понимать, что политика рыночного фундаментализма и вульгарного либерализма показала свою несостоятельность, привела Россию в тупик, поставила ее на край социально-экономической пропасти, и как никогда остро встал вопрос об отказе от этой разрушительной либеральной экономической политики. Если не отказаться от неё сегодня, коматозно-дперессивное состояние отечественной «экономики трубы» уже в 2014г. обернётся масштабной рецессией и упадком реального сектора экономики, что ударит по карману рядовых россиян и сорвёт все предвыборные обещания Путина.

Ставленник глобального бизнеса

Безусловно, Сергей Алексашенко — один из наиболее видных и ярких макроэкономистов либерального лагеря. Один из самых хорошо подготовленных профессиональных экспертов в нем — лицо секты квазирелигиозных фанатиков «рыночного фундаментализма». И мы видим, что такие люди постепенно начинают уезжать из России — неадекватность и враждебность навязываемой ими политики «кудриномики» становится очевидна всем — не только экспертам и учёным, но даже коррумпированным чиновникам, которые вынуждены отдаляться от гайдаровцев, чтобы сохранить свою власть и капиталы. Первым уехал Андрей Илларионов, который долгое время был помощником президента России, но в 2005 году тоже уехал на заработки в Вашингтон трудиться в один из университетов. Затем, в мае текущего года, свои полномочия сложил ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев — ещё один мессия гайдаровского разлива, особо приближенный к персоне Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича.

Теперь дело дошло и до Сергея Алексашенко, который, насколько можно судить, является проводником интересов глобального бизнеса и транснационального капитала. Тот макроэкономический курс, который он и его соратники проводили в 90-е-2000-е годы, в корне противоречит национальным интересам России, интересам отечественного производительного капитала и социально-трудового большинства. Эта псевдонаучная политика, построенная на святой вере в принципы вульгарного либерализма и рыночного детерменизма, привела к масштабной деиндустриализации российской экономики, дезинтеграции народного хозяйства, к разрушению рынка труда, деквалификации рабочей силы, к превращению России в сырьевой придаток и финансовый резервуар экономически развитых стран.

Биография Алексашенко более чем наглядно показывает склад его мышления и его ценностные ориентиры в жизни.

В разгар горбачевской перестройки 1986-89 гг. Алексашенко работал в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии Наук СССР, с января 1990 г. по апрель 1991 г. был включен в состав комиссии по экономической реформе совета министров СССР. Это была комиссия академика Абалкина, где он трудился специалистом. Если Абалкин потом раскаялся в тех реформах, которые разрабатывались в том числе академией наук, признал неадекватность этой либеральной макроэкономической политики, то Сергей Алексашенко продолжил оставаться адептом этой квазирелигиозной секты, которая монополизировала всю научную мысль в России в 1990-е и 2000-е годы. Эти самые люди искренне верят, что в Вашингтоне не только встаёт солнце, но там же, в Вашингтоне и в Европейском союзе находится источник легитимизации их капитала, их властных полномочий, их высокого социального статуса в обществе. Именно американский Белый Дом и Брюссель являются гарантами воспроизводства существующей криминально-олигархической и компрадорско-космополитичной властной вертикали и капитала.

Летом 1990 г. Сергей Алексашенко участвовал в подготовке знаменитой программы «500 дней», которая изначально воспринималась в экспертном сообществе как одна из наиболее неадекватных и одиозных псевдонаучных доктрин либерального фундаментализма, которая предлагала построить в России рыночный социализм за неполных полтора года и, якобы, должна была привести к структурной перестройке всей директивно-плановой экономики. Но вся эта программа оказалась недееспособной, провалилась, и вместо нее реализовали еще более людоедскую и разрушительную программу «шоковой терапии», разработанную Гайдаром, Чубайсом, Ясиным и их учениками.

В 1993 г. Сергея Алексашенко заметили в правительстве, оценили его ультралиберальные взгляды и пригласили работать на должность замминистра финансов России, где он взялся за макроэкономическую и налоговую политику, бухгалтерский учет и переговоры с Международным валютным фондом. С 1994 г. он отвечал за бюджетное планирование. На посту замминистра финансов Сергей Алексашенко проводил политику фискального дарвинизма, бюджетного фетишизма, сокращая расходы по всем статьям федерального бюджета, когда единственная защищенная статья была — по обслуживанию государственного долга. Т.е. по обеспечению сверх доходов международным ростовщикам и финансовым спекулянтам, вкупе с российскими олигархами, наживавшимися на разрушении промышленности, разворовывании бюджета, долларизации экономики и распродаже оптом и в розницу по бросовым ценам и за счёт правительственных кредитов наиболее лакомых кусков госсобственности. А все остальные бюджетные статьи, такие как национальная экономика, развитие промышленности, инноваций, развитие инфраструктуры, образования, науки, ЖКХ, здравоохранения, культуры, спорта и прочего, нещадно урезались, пенсию и заработную плату не выплачивали полтора-два года, масштабы финансирования этих направлений экономической политики упали в реальном выражении в семь-десять раз, при этом, единственное, на что бросались все деньги, так это на помощь олигархам, на финансирование пирамиды ГКО ОФЗ. К слову сказать, отношение расходов консолидированного бюджета к ВВП России упало за ту знаковую восьмилетку «либерального погрома» промышленности и социальной сферы с 55-60% до 22-23%. И при этом львиная доля расходов (до трети средств федерального бюджета) уходила на выплату процентов ростовщикам и олигархам в рамках пирамиды ГКО-ОФЗ.

Именно тогда Россия стала влезать в петлю долгового заимствования на внешнем и внутреннем рынках. В 1998 г. пирамида ГКО ОФЗ выкачала треть всех бюджетных расходов страны, процентные ставки в пирамиде доходили до 200-220% в годовом выражении. Таким образом, гайдаровско-черномырдинское правительство России и Сергей Алексашенко в том числе выстроили пирамиду, паразитическую финансовую систему, которая перекачивала деньги из карманов налогоплательщиков, бюджетников, промышленности и государства в пользу международной финансовой олигархии и доморощенного олигархического криминала.

С декабря 1995 г. Алексашенко вступил в должность первого заместителя председателя Центрального банка России, где защищал валютную политику, бухгалтерский учет, систему расчетов. Он курировал переговоры с МВФ переговоры по втягиванию России в петлю внешних займов.Взамен «вашингтонские советники» спускали руководству России ценные указания по вопросу, как нужно себя вести — по лекалам МВФ и Всемирного Банка составлялся бюджет, разрабатывалась и реализовывалалсь денежно-кредитная политика, управлялся валютный курс, определялась стоимость кредитных ресурсов и т.д. В 1996-98 гг. Сергей Алексашенко выступал за необходимость поддержания завышенного курса рубля, так как вместе с завышенными процентными ставками это позволяло привлекать на финансовый рынок и в пирамиду долгов не только российских олигархов, но и международных финансовых спекулянтов, которые преумножали свои капиталы. Неудивительно, что Россия испытала чудовищный денежный голод и демонетизацию — отношение денежной массы к ВВП рухнуло с 97-100% в начале 1990-х до 13% в 1998г., объём долларовой денежной массы превысил объём российских рублей на руках у населения и разразился кризис неплатежей — 85% всех товарно-денежных отношений обеспечивались за счёт квазиденег и денежных суррогатов: бартера, векселей, взаимозачётов и т.д. Не стоит удивляться тому, что собираемость налогов упала с 85-87% до 33%, ВВП рухнул на 45%, промышленное производство — на 60%, обрабатывающие производства — на 80%, инвестиции в основной капитал — в 5 раз, уровень алкоголизации и накротизации населения подскочил в сотни раз, а уровень нищеты и бедности подскочил в 10 раз!? Это и есть закономерный результат разгула гайдаровщины и ельцинщины.

Вся эта политика привела к дефолту августа 1998 г. Решение дефолта ГКО ОФЗ принималось, в том числе, при участии Сергея Алексашенко. Андрей Илларионов, который также является видным российским либералом, обиженным на власть, в интервью заявил, что политика, проводившаяся Сергеем Алексашенко, стала одной из причин острого экономического кризиса в России, который произошел в 1998 г. То есть, и либералы признают ту негативную роль, которую сыграл Алексашенко.

Алексашенко сняли с поста первого зампредседателя Центробанка в сентябре 1998 г. Сделал это Виктор Геращенко. Алексашенко стал одной из жертв чисток в аппарате Центрального банка и Правительства в целом, когда команда Примакова-Маслюкова-Геращенко решила избавиться от этого либерального нароста учеников Гайдара и Чубайса, которые довели Россию до разрухи и упадка.

Позже он работал в холдинге «Интеросс», компании «Антанта капитал», с апреля 2006 по апрель 2008 гг. Алексашенко был управляющим директором, руководителем представительства инвестиционного банка Merrill Lynch в Москве, который входил в пятерку крупнейших инвестиционных банков США. Это свидетельствует о том, что Сергей Алексашенко был особым представителем глобального бизнеса, сторонником вашингтонских спекулянтов. К слову сказать, в Чубайса международные спекулянты и Вашингтон тоже не забыли и в 2008г. назначили членом гобального консультативного совета американского банка JP Morgan Chase — крупнейшего в мире банка и акционера ФРС США — частной корпорации, выполняющей функции центрального банка США и монополизировавшей эмиссию ключевой резервной валюты — американского доллара. За красивые глаза и верную службу России такие посты американские финансово-политические элиты не раздают. С декабря 2008 г. Алексашекнко был назначен директором Центра макроэкономических исследований Высшей школы экономики — форпоста российских чубайсят и гайдаровцев. С октября 2008 г. Алексашенко назначили членом совета директоров ООО «Аэрофлот», он возглавлял комитет по стратегии. Его избирали по спискам от крупного акционера «Аэрофлота» Александра Лебедева, миллиардера, КГБэшника, который в 90-е годы, судя по информации в СМИ, был причастен к отставке Юрия Скуратова, как один из тех олигархов, который был недоволен излишней активностью силовых ведомств в стране.

Причем тут Навальный

Сейчас появилась необходимость раскрутки нового политического персонажа — господина Алексея Навального, псевдо-руководителя псевдо-несистемной оппозиции, огромные средства были брошены на раскручивание его персоны. Совершенно очевидно, что Навальному нужны были огромные средства, чтобы стать политиком федерального уровня и избежать возбуждения уголовного дела по вопросу хищения в «Кировлесе». Совершенно непонятно ходатайство самой прокуратуры в пользу его временного освобождения, чтобы он поучаствовал в выборах мэра Москвы. Показушный суд и освобождение для участия на «выборах» мэра Москвы сделали Навального политиком федерального масштаба — к этой пропаганде подключились все федеральные телеканалы, которые в каждом выпуске показывали скандалы вокруг Кировлеса и Алексея Навального. Они обеспечили ему масштабную информационную поддержку, благодаря чему он взял второе место в Москве.

Неудивительно, что Кремль сделал все возможное, чтобы не создавать ему конкуренцию. Прохоров не пошел на выборы мэра Москвы, не пустил туда свою сестру, чтобы обеспечить полную консолидацию сил вокруг Навального, за что, судя по всему, его правой руке Ройзману и отдали Екатеринбург. Власти заставили Навального пойти на компромисс — просто парадоксально, что сторона обвинения в лице Прокуратуры попросила суд временно освободить Навального для участия в мэрских выборах, а мэр Москвы Сергей Собянин отдал часть голосов муниципальных депутатов в поддержку Навального, чтобы помочь ему пройти муниципальный фильтр. Огромные средства и ресурсы были брошены властями для раскрутки Навального. Сейчас власть пытается взять под контроль Навального за счет кнута и пряника. Кнут – это условный срок по «Кировлесу» и ещё 2-3 подвисших дела, которые прокуратура может пустить в ход «по отмашке». А пряник – его членство в совете директоров «Аэрофлота» по списку Александра Лебедева, что создаст ему определённый источник дохода.

Ну а Сергей Алексашенко не представляет такого интереса для правящих властей, он не является политиком федерального масштаба, поэтому его в «Аэрофлоте» больше нет и он обижен на своих друзей и вчерашних соратников по гайдаровско-черномырдинскому правительству, которые сегодня сидят в своих кабинетах Кремля и кабинета министров. Он обижен на Александра Лебедева, на других либералов, и поэтому решил уехать за рубеж подальше от всех.

Алексашенко больше не нужен

Тот факт, что Алексашенко уехал из России, говорит о том, что пересеклось сразу несколько тенденций и негативных для него факторов. С одной стороны, государство прекрасно понимает, что российский сырьевой «Титаник» сел на мель, произошел дефолт сырьевой модели «роста без развития» и необходим поиск альтернативной стратегии социально-экономического развития. Необходим жесткий отказ от доктрины «Вашингтонского консенсуса», необходимо разработать альтернативу стратегии национального экономического развития. Таковой может стать либо стратегия, подготовленная еще весной 2013г. Академией наук под руководством академика и советника президента Сергея Глазьева. Либо стратегия, разработанная и предложенная на Московском экономическом форуме сотнями лучших отечественных учёных, экспертов и экономистов. К сожалению, монетаристы монополизировали научную мысль и создают видимость отсутствия альтернативы нынешнему курсу деградации и упадка. Альтернатива есть, но её активно замалчивают и кладут под сукно.
Алексашенко не смог встроиться в эту новую вертикаль власти. Например, мы видим, что Алексей Улюкаев, министр экономического развития, Антон Силуанов, глава Минфина, буквально на глазах меняются, мимикрируют, уходят от доктрины рыночного фундаментализма, либерализма, они вынуждены согласиться с президентом Путиным, который на них постоянно давит. Они согласились, что необходимо проводить стимулирующую денежную кредитную политику, необходимо снижать стоимость кредитных ресурсов, необходимо снижать ставки коммерческих банков. И более того, в последний момент, через два-три месяца после того, как Путин четко дал понять, что его не устраивает тот макроэкономический курс, которого Россия придерживалась все 20 лет, Улюкаев и Силуанов, которые еще полгода назад говорили, что нельзя прикасаться к деньгам Резервного фонда и ФНБ, сегодня на полном серьезе говорят, что якобы Россия дозрела до необходимости раскрыть «нефтегазовую кубышку», направить её на оживление экономики. Направить средства на реализацию крупных структурных проектов: на реконструкцию Транссиба и строительство центральной кольцевой автодороги, строительство скоростной дороги Москва-Казань, на поддержку малого и среднего бизнеса и стимулирование инвестиций. Сейчас речь идёт о 450-500 млрд руб., однако в перспективе могут выделить и 1,5 трлн руб. Это фактический отказ от навязанного в конце 2012г. «бюджетного правила». Однако это всё ещё крайне робкие шаги — Минфин и ЦБ РФ по-прежнему душат отечественную несырьевую экономику и, якобы борясь с инфляцией, поддерживают дефицит денег в экономике.

Алексашенко не вошел в этот общий тренд, не последовал за всеми этими псевдолибералами, которые решили сменить свою личину, оставаясь внутри такими же гайдаровцами. Его постепенно выдавливают со всех руководящих постов в крупных государственных компаниях, в частности, его не переназначили в члены совета директоров ОАО «Аэрофлот» по списку от олигарха Александра Лебедева. Вероятно, это удар по его доходной базе и по его бюджету, теперь он отправился на определенного рода «подвиги» в Вашингтон, где будет якобы проводить какие-то научные исследования. Хотя, как пишет сам Алексашенко, никакого трудового контракта он не заключал, заработную плату получать не будет. Однако в это верится слабо — учеников Гайдара сложно обвинить в альтруизме и нищебродстве. Скорее всего, его пригласили за рубеж для определенного инструктажа, для дальнейшего пиара и раскрутки, чтобы придать ему статус «видного западного ученого и экономиста». Хотя мы прекрасно видели по 1998 г., по 2008 г., к чему приводят нас эти рыночные реформаторы — к какому хаосу, катастрофе и социально-экономическому упадку.