В конце октября состоялось очередное заседание комитета по открытым рынка (FOMC) ФРС США, которое не произвело совершенно никакого переворота в сознании экспертов и не удивило своей неординарностью. Руководство ключевого центрального банка мира, контролируемого финансовой олигархией с Уолл-Стрит и крупнейшими международными банками, чётко заявило, что продолжит любыми средствами преследовать поставленные перед ним три цели: обеспечивать максимальную занятость, поддерживать ценовую стабильность и обеспечивать умеренные (т.е. крайне низкие) долгосрочные процентные ставки. С этой целью ФРС продолжит реализацию программы выкупа государственных облигаций в объёме 40 млрд. долл. ежемесячно и ипотечных ценных бумаг (mortgage-backed securities). Наряду с этим поставщик основной резервной валюты продолжит реинвестировать доходы и купоны, получаемые от ипотечных ценных бумаг, в эти же самые низко ликвидные и откровенно «дефолтные» ипотечные бумаги, а также в облигации Федерального Казначейства США.
Стоит напомнить, что в настоящий момент на балансе ФРС США находится ценных бумаг на сумму 3,56 трлн долл., из которых на долю государственных долговых бумаг приходится 2,14 трлн долл., а на долю ипотечных — 1,39 трлн долл. Только за последний год — с конца октября 2012 по конец октября 2013г. — ФРС выкупила на вторичном рынке облигаций Федерального Казначейства в объеме 462,3 млрд. долл. Тогда как с целью расчистки балансов крупнейших американских банков, по совместительству являющихся акционерами ФРС США и реальными руководителями американского печатного станка, ФРС только за последний год приобрёл ипотечных ценных бумаг в объёме 542,6 млрд долл.
Другими словами, именно частная акционерная компания, выполняющая функцию центрального банка США и монополизировавшая еще в 1913г. право эмиссии ключевой резервной валюты, сегодня является крупнейшим кредитором правительства США. Отнюдь не Китай и Япония, которые приобрели госбумаг Минфина США на 1,35 и 1,17 трлн. долл. соответственно, а именно ФРС США. По большому счету, на протяжении последних 4-5 лет частный акционерный Центральный Банк США предоставляет американскому правительству кредит. Он финансирует колоссальные бюджетные дефициты федерального правительства и занимается скрытой монетизацией американского госдолга, удерживая всю эту пирамиду на плаву. В противном случае Вашингтон бы не смог обеспечить поддержание столь масштабных бюджетных дефицитов, которые на протяжении последних 5 лет варьируются в диапазоне 7-11% ВВП. В результате чего за период с 2007 по 2013гг. размер госдолга США только на федеральном уровне вырос почти вдвое — с 65 до 107% ВВП. На протяжении последних лет Вашингтон стремительно наращивает заимствования — размер чистых заимствований Федерального Казначейства США вырос с 100-150 млрд. долл. в конце 1980-х годов до 350-450 млрд в конце 1990-х и начале 2000-х и порядка 1,2-1,4 трлн долл. в последние 4 года.
Одновременно с этим за последние пять лет объём кредитования американского Минфина со стороны ФРС США вырос втрое — с 659-700 до 2,1 трлн. долл. Только за последние 5 лет объем вложений ФРС США в американские госбумаги вырос с 4,5-5% ВВП до без малого 12-12,5% ВВП. Это беспрецедентный объем кредитования американского правительства со стороны ФРС США — подобного рода масштабов монетизации государственного долга в США не наблюдалось за всю историю существования Федерального Резерва.
Благодаря политике неограниченной эмиссии американского доллара, исполняющего функции не только национальной валюты и средства обращения, но и функции мировой резервной валюты, Федеральному Резерву и Минфину США удается удерживать на плаву пирамиду американского госдолга. Все три программы количественного смягчения (QE), а также программы выкупа «токсичных» (читай дефолтных) активов (прежде всего ипотечных ценных бумаг), были направлены на директивное и принудительное снижение процентных ставок. Это позволило, с одной стороны, в разы снизить стоимость заимствований на долговом рынке для Минфина США, а с другой — обеспечило политику «принуждения к инвестированию». ФРС вынуждал осуществлять покупку рискованных активов международными спекулянтами и крупными институциональными инвесторами, которых последовательно выдавливали из низко доходных инструментов с фиксированной доходностью в акции, корпоративные облигации, товарно-сырьевые биржи и на валютный рынок. Именно благодаря колоссальной эмиссии резервных валют (прежде всего, американского доллара) и притока сверхдешевой финансовой ликвидности мы видим надувание пузырей во многих сегментах мировой финансовой системы. Так, американские фондовые индексы переписывают исторические максимумы (индекс S&P 500 превысил отметку в 1772 пунктов), нефть близка к рекордно высоким среднегодовым отметкам (свыше 107,7 долл. по итогам первых девяти месяцев 2013г.), а так называемые высокодоходные сырьевые валюты (канадский, австралийский и новозеландский доллар и даже российский рубль) крайне переоценены.
Однако совершенно очевидно, что главной целью ФРС и Минфина США было снизить процентные ставки по займам и, прежде всего, по долгосрочным займам. Неудивительно, что размер платежей федерального правительства США по выплате процентов по госбумагам упал с 3,1-3,2% ВВП в 2005-2007гг. до 1,4-1,5% сегодня. Это рекордный минимум с середины 1970-х годов. Единственное отличие — тогда госдолг к ВВП не превышал 32% ВВП, а сегодня он в 3,2 раза больше — 107% ВВП. Тогда ФРС кредитовал правительство в размере 1,2-1,5% ВВП, а сегодня в размере 12,5% ВВП. На протяжении последних 4-5 лет благодаря планово-директивному методу занижения процентных ставок и замещения краткосрочных облигаций долгосрочными среднегодовые расходы федерального правительства на выплату процентов остаются стабильными — в диапазоне 220-240 млрд. долл. Даже несмотря на продолжающийся рост заимствований и пирамидостроительства.
Именно благодаря программам количественного смягчения со стороны Федерального Резерва Вашингтону удается поддержать пирамиду госдолга и обеспечивать долларовую глобализацию — финансовый капитализм идёт полным ходом, доведя мировую экономику до кризиса 2007-2009гг. Благодаря наличию «печатного станка» и производству ключевой резервной валюты США ежегодно получают практически беспроцентный товарный кредит от всех остальных стран мира в размере 650-900 млрд. долл. Именно таких масштабов на протяжении последних лет достигает дефицит во внешней торговле товарами США с остальным миром. Только за период 2000-2012гг. накопленный дефицит во внешней торговле товарами превысил 8,47 трлн долл., а отрицательное сальдо счёта текущих операций составило 7,1 трлн. долл.
Ещё более показательна ситуация за более длительный промежуток времени — за период 1971-2012гг., т.е. с момента августовской речи президента Ричарда Никсона и отказа США от исполнения взятых на себя в 1944г. в Бреттон-Вудсе обязательств по обмену долларов на золото (что означало без малого фактический дефолт США), накопились гигантские дисбалансы и перекосы. С момента снятия «золотого тормоза» накопленный дефицит внешней торговли США превысил отметку в 11,3 трлн долл. Это огромная сумма, которая превышает 68% ВВП США в ценах 2012г.
Одновременно с этим отрицательное сальдо счёта текущих операций составило не менее внушительную сумму в размере 9,09 трлн долл. — 55,1% ВВП США. Даже накопленный профицит во внешней торговле услугами в размере 2,18 трлн долл. (13% ВВП) не смог компенсировать колоссальные внешнеторговые дисбалансы и перекосы. Избыточное потребление американских домашних хозяйств и корпоративного сектора, обеспечиваемое за счёт резервного статуса доллара и стремительного роста потребительского кредитования, компенсировалось за счёт колоссального притока капитала по финансовому счёту — профицит этого счёта за период 1971-2012гг. составил 8,56 трлн долл.
Благодаря тому, что ФРС США является ключевым эмиссионным центром мировой экономики и поставщиком кредитов, а американский доллар сохраняет за собой статус основной резервной валюты, к притоку которой привязана эмиссия подавляющей части валют других стран в рамках политики «валютного правления», США удалось получить колоссальный инвестиционный доход в размере 1,89 трлн долл. Именно таким оказался накопленный за 40-летие эмиссионной вакханалии и долларовой глобализации профицит счёта инвестиционных доходов — 11,2% ВВП США. Именно благодаря системе нефтедолларов США на протяжении последних четырёх десятилетий удаётся обменивать ничем не обеспеченные доллары на реальные материальные блага. Это афера по обмену товарного на бестоварное, реального капитала на фиктивный.
В настоящий момент американский доллар обеспечен не только и не столько производственным, инновационным и научно-техническим превосходством США над остальными странами (хотя отчасти это и верно), сколько военно-политическим превосходством, агрессивной милитаристской политикой, шестью флотами, военными базами и, безусловно, информационно-пропагандистской машиной, которая контролируется крупным американским олигархическим капиталом и нацелена на формирование требуемой Вашингтону и ФРС США «повестки дня». Контроль над общественным сознанием и манипулирование новостным потоком позволяет создавать требуемую «картину дня» и дестабилизировать своих стратегических конкурентов.
Дело дошло до того, что даже в России крупнейшие федеральные каналы с придыханием и нескрываемым восторгом следят за заседаниями комитета по открытым рынкам ФРС США и отслеживают малейшие изменения в интонациях руководство американского «печатного станка». В городах и сёлах новостные ленты посвящены тому, какой объём эмиссии доллара и выкупа «токсичных» активов будет утверждён банковским капиталом с Уолл-Стрит. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что, с одной стороны, обществу навязывается идея о том, что от руководства России ничего не зависит, а центр принятия решений расположен за океаном. А с другой стороны, это лишний раз подтверждает тезис о том, что правящие власти не хотят нести ответственность за результаты проводимой ими социально-экономической политики, не хотят вернуть контроль над страной в свои руки, а реальные рычаги управления отечественной экономикой находятся за рубежом.
В этой связи возможное сворачивание программ выкупа активов и, прежде всего, повышение процентных ставок по займам до средних предкризисных значений (с сегодняшних 1,7-2% до 4,5-5%) рискует стать смертельным ударом для американской экономики и финансовой системы в том случае, если это произойдет до момента замещения краткосрочных займов долгосрочными. В таком случае затраты на обслуживание госдолга вырастут в 2,5-3 раза — с 1,5 до 4-4,5% ВВП. Что нанесет сильнейший и не факт, что поправимый удар по и без того хронически дефицитному бюджету США. Размер государственных расходов федерального бюджета США сегодня достигает 22-23% ВВП. В настоящий момент на выплату долгов тратится не более 6,5% всех средств бюджета. Однако, в случае роста процентных ставок и удорожания заимствований, на выплату процентов будет уходить 17-20% ВВП, что станет неподъемной ношей даже крупнейшей в мире экономики США.
При этом важно понимать, что на протяжении последних 4 лет Минфин США судорожно рефинансирует и замещает ранее взятые краткосрочные займы (сроком от 1 до 3 лет) долгосрочными (сроком от 10 до 30 лет), пользуясь искусственно заниженными процентными ставками. Делается это для того, чтобы выиграть время и не сесть на мель, когда ФРС будет вынужден свернуть программы количественного смягчения, что спровоцирует сильнейшиё рост процентных ставок по займам.
Неудивительно, что сама ФРС по указке Федерального Казначейства США в последние годы выкупает исключительно долгосрочные госбумаги с длительным сроком погашения — 10-20 лет. Если до кризиса в них было вложено лишь 50-60 млрд. долл., то сегодня, если верить данным ФРС США, на их долю приходится уже 2,01 трлн. долл. Объём эмиссии американского доллара под приобретение государственных облигаций с длительным сроком погашения вырос в 35-40 раз за последние пять лет.
Другими словами, ФРС США как центральный банк не только кредитует правительство и монетизирует госдолг, что России в 90-годы категорически запрещал делать МВФ и Всемирный Банк, но и дает правительству долгосрочный инвестиционный кредит под отрицательную с учетом инфляции процентную ставку. Эти деньги Минфин США направляет на развитие инноваций, финансирование НИОКР и науки, поддержку высокотехнологичных отраслей промышленности, модернизацию инфраструктуры и даже на ведение агрессивной политики и военных операций США по всему миру. Это к вопросу о том, как создаются долгосрочные инвестиционные ресурсы в экономике по низким ставкам, за которые на словах российские псевдорыночные реформаторы на словах безуспешно борются уже третье десятилетие подряд.
Не только пенсионные накопления и долгосрочные депозиты населения играют в этом свою роль, но и эмиссионная политика Центрального банка, который за счёт построения полноценной и комплексной системы рефинансирования банковской системы под залог корпоративных и государственных ценных бумаг создаёт долгосрочные инвестиционные ресурсы. Которые в дальнейшем, поступая в финансовый сектор, выступают в качестве фундамента — за счёт кредитно-депозитных операций банков они многократно мультиплицируются, создавая многоярусную надстройку долгосрочных и доступных кредитных ресурсов.
Созданная денежными властями денежная база поступает в экономический оборот, срабатывает банковский мультипликатор, запускается механизм кредитно-банковской эмиссии и в расчёте на один доллар денежной базы создаётся порядка 8-10 долл. долгосрочных кредитных ресурсов по сравнительно низкой ставке процента. Да, в России банковский мультипликатор гораздо ниже — денежная масса превышает размер денежной базы лишь 3,15 раза (28,6 трлн. рублей против 9,1 трлн. соответственно). Однако даже этот потенциал открывает колоссальные возможности — государство имеет возможность проводить адресную целевую кредитно-денежную эмиссию под финансирование долгосрочных капиталоёмких инвестиционных проектов и рефинансирование предприятий из реального сектора экономики.