В поисках ответа на вопрос о причинах крушения СССР, я пришел к несколько необычному выводу. Одной из таких причин была известная ссора с последующим размежеванием и борьбой между Сталиным и Троцким. Вокруг этой борьбы было много чего сказано и написано, и сложилось представление о том, что троцкизм — это сугубо вредное течение, с которым нужно бороться всеми силами. Десятилетиями слово «троцкист» было ругательством и даже обвинением.
Однако, настала пора посмотреть на это под другим углом. Во-первых, Троцкий внес немалый вклад в теорию осуществления революции в России, доказывая, что в России, как в слаборазвитой стране, революция может быть осуществлена только пролетариатом в качестве социалистической, ввиду неспособности буржуазии на буржуазно-демократическую революцию (действительно, крупная буржуазия в целом поддерживала царизм, а мелкая буржуазия оказалась слабой и не удержала власть в 1917 году), и только в союзе с крестьянством. Троцкий считал, что одна Россия не в состоянии справиться с давлением капиталистического окружения и потому надо работать над мировой революцией, по условиям начала ХХ века, могущей произойти только в развитых капиталистических государствах, и оттуда распространяющейся на колонии. Судьба революции в России сильно зависит от революции в развитых капстранах. С точки зрения сегодняшнего дня, надо признать, что Троцкий в общем оказался прав. Предсказал он и возможность перерождения социалистических государств, что мы и видели на примере СССР и других соцстран, а теперь видим на примере Китая, который с годами все сильнее становится капиталистической державой, пусть и под красным флагом.
Во-вторых, между моделью Троцкого и моделью Сталина, в сущности, не было непримиримых противоречий. Троцкий считал, что надо готовить революцию в развитых капстранах, а Сталин считал, что надо укреплять «бастион мировой революции», создавать мощную промышленность и армию для закрепления достигнутых успехов. Эти подходы, по сути дела, взаимно дополняли друг друга. Это можно хорошо проследить по истории нескольких советских республик, возникших в конце Первой мировой войны в Европе. Революционерам при активной помощи сторонников Троцкого удалось добиться успеха и провозгласить Советскую власть в Венгрии, Словакии, Финляндии и Баварии. Но без поддержки они были быстро ликвидированы немецкими и румынскими войсками, главным образом, немецкими, конечно же. Если бы Красная Армия могла бы им прийти на помощь в нужный момент и поддержать их военной силой и хозяйственными ресурсами, то история могла бы сложиться совершенно иным образом.
Размежевание Троцкого и Сталина нанесло огромный вред обоим. Троцкисты нигде не смогли удержать власть и закрепиться, а сталинцы не смогли осуществить «экспорт революции» ни в одну страну, даже там, где условия для этого созрели и перезрели, например, в Польше в середине 1930-х годов. Там крестьяне ждали войны или революции, как избавления, но не дождались. Отсутствие «экспорта революции» в развитые капстраны привело к тому, что сначала СССР сражался один на один со всей Европой, объединенной Гитлером, истратив на это колоссальные ресурсы и миллионы жизней, а потом оказался перед консолидированным капиталистическим лагерем, сокрушить который не сумел, несмотря на всю свою военную мощь. После Второй мировой войны для сталинской модели выход был только в новом раунде мировой войны против капитализма, но завершившаяся мировая война потребовала таких жертв и расходов, что на это просто не решились, ограничившись стратегией обороны. Это передало инициативу в руки капиталистам.
СССР мог выжить только при условии распространения революции в других странах, всемерного ослабления капитализма, подрыва его многочисленными выступлениями и революционной агитацией, что весьма хорошо получалось у троцкистов. Но и троцкисты могли достичь ощутимых успехов только при активной советской помощи. Без советской помощи троцкисты оказались в непродуктивной нише парламентаризма и реформаторства, а то и в маргинальной позиции, а СССР остался один на один с капиталистической системой, которая после Второй мировой войны росла, как на дрожжах, на почве научно-технического прогресса и роста населения в развивающихся странах, эксплуатация которых не прекращалась ни на день.
Потому я считаю, что настало время исторического примирения с Троцким и исправления допущенных ошибок. Без троцкистов мировая коммунистическая революция вряд ли возможна. Если сделать ставку только на сталинский метод (сильная промышленность исильная армия «бастиона революции»), то это означает, что нужно снова решиться на мировую войну, исход которой может быть разным, и гарантии полного сокрушения капиталистического блока, по-прежнему нет. Кроме того, мировая война может быть столь разрушительной, что победа коммунистов в ней может оказаться пирровой победой со всеми вытекающими последствиями.
Еще один фактор, который сегодня приводит к примирению с Троцким — у нас нет «бастиона революции», на который можно было бы возглагать надежды. И вряд ли капиталисты всех стран просто так позволят его создать вновь, наученные опытом Октябрьской революции и коммунистического прилива в ХХ веке. Создание нового «бастиона революции», в котором можно было бы разместить необходимые коммунистические производительные силы, на основе автоматических комбинатов, целиком и полностью зависит от того, насколько будет расшатан капиталистический строй по всему миру, насколько капиталисты будут заняты своими местными проблемами, отвлекающими их от того, что какая-то территория отвалилась от мирового капиталистического хозяйства. Так расшатать мировой капитализм могут сейчас только троцкисты.
Наконец, поскольку троцкистов в мире довольно много, на сегодняшний день они представляют собой наилучший проводник коммунистических идей в широкие массы по всему миру. К тому же они выраженные интернационалисты и находят взаимопонимание с разными народами, что также очень и очень позитивный факт. Без поддержки коммунизма во всему миру, самыми разными народами нечего и надеяться рассчитывать на успех. Сталинская модель установления социализма через приход Красной Армии показала свою невысокую эффективность. При всех хозяйственных и политических успехах, все равно социализм воспринимался многими как чужеродный строй, установленный чужой армией. Для крепкого успеха нужно, чтобы каждый народ воспринял коммунистическую идею, как свою идею, а коммунистов из других стран как товарищей. Тогда хозяйственная и военная помощь будет восприниматься как благо. Для этого нужна большая агитационная и разъяснительная работа, которую могут выполнить троцкисты.
Потому, товарищи троцкисты, Добро пожаловать, Welcome, Herzlich Wilkommen, Soyez le bienvenu, Selamat datang, Bienvenida, स्वागत, خوش آمدید!
Редакция: В некоторой мере, подобные выводы вполне обоснованны. О том, что троцкизм и сталинизм не столько противоречат друг другу, сколько дополняют друг друга говорилось уже не один раз. Говорилось и о том, что деление на троцкистов, сталинистов, маоистов в современных реалиях бессмысленно, так как мы живём в капиталистическом государстве и вопрос тут стоит не с точки зрения действий социалистического государства, а с точки зрения отношения к революции. А тут деление иное, на революционный марксизм, и оппортунистический реформизм. О чём в своё время говорилось в статье — Нет больше сталинизма и троцкизма, есть революционный марксизм и реформизм.
С нашей точки зрения, современные левые так и не смогут объединиться если будут разбрасываться штампами «сталинист, троцкист, маоист». В текущих условиях нет нужды в этих штампах, нет нужды оборачиваться в прошлое в надежде найти готовые ответы на текущие вопросы. Правильней было бы понять, как изменился окружающий мир, как мутировал сам капитализм, какие поправки к марксистской теории из этого необходимо сделать. А далее объединяться и бороться с капиталистической системой.