В обстановке, приближенной к боевой, поймала себя на мысли, что половина вояк, которых я вижу по ТВ, появляются в кадре с одним и тем же атрибутом вот уже полвека. Старый добрый АК — мера добра и зла по всему миру. И, честно сказать, сначала вслед за Дмитрием Рогозиным https://twitter.com/Rogozin/status/462945037110607874, изумилась — какой еще ребрендинг для Калашникова??? Неужто Калашников – сам по себе недостаточно известный бренд?
Автомат Калашникова – это самое распространенное стрелковое оружие в мире. Он внесен по этому поводу в Книгу рекордов Гиннесса. Он вообще внесен в список самых значимых изобретений XX века. Спроси любого иностранца, какие вещи он знает о России, он среди них обязательно назовет vodka и не менее обязательно – Kalashnikov. В вики вон целая статья посвящена Калашникову в популярной культуре. Короче, круче Калашникова бренда у нас не было и сейчас нет, однозначно! Какой ребрендинг, зачем??…
Ленивый серфинг по интернету убеждал меня в том, что я права. Круче Калаша – только два Калаша! И еще АКМ.
Меня ждало интересное: из интернетов стало ясно, что дела у концерна «Калашников» до сегодняшнего дня шли, мягко говоря, не очень хорошо. Благо, ситуация начала исправляться, но это происходит чуть ли не в последние 2 месяца http://d-kvadrat.ru/dk/promo/13918.html.
И на этом месте я начинаю впадать в ступор. Вот скажите мне, как можно на самом популярном стрелковом оружии заработать НИЧЕГО? Это надо талант иметь, ну честное слово. Или все дело в том, что калаши подделывают все, кому не лень? Может быть. Китайцы наверняка преуспели. Ну в самом деле, проблем-то – контролируй все это, запатентуй, и получай свои проценты. Заодно можно выпускать что угодно под тем же брендом – одежду (оружейный производитель Beretta, например, так и поступает), сувенирку, да хоть водку! И тут оказывается, что этими важнейшими формальностями концерн занялся вот буквально только что, и только на днях (!!) подал заявку на регистрацию трехмерного изображения самых известных модификаций АК — АК-47, АК-74 и АКМ как товарных знаков.
И тут я уже основательно офигела, честно. Мне казалось, что это должна быть вообще первая мысль при создании концерна «Калашников» (а он, именно как концерн, появился только в конце 2012 года): а) запатентовать свой самый известный товарный знак, и б) разработать фирменный стиль – яркий, оригинальный, узнаваемый.
Оказывается, что все-таки движения в сторону брендинга концерна были! В частности, прошлой осенью «Калашникову» придумали новый логотип. Но какой… Вот, например, полюбуйтесь на него (и я в кои-то веки согласна со всеми комментами). А вот, к примеру, оценки экспертов. «Такой логотип, возможно, подошел бы для пионерской игры «Зарница», но никак не для компании, производящей лучшее в мире автоматическое оружие». «Для того, чтобы увидеть беспомощность этого проекта, достаточно сравнить логотипы концерна «Калашников» и его прямого конкурента FN Manufacturing Inc. (производителя знаменитой М-16)». «Логотип поражает, разочаровывает и вызывает бурю недоумения. Игривость и юмор, которые подразумеваются в знаке («Калашников» — буква «К»), кажутся мне абсолютно неуместными».
В общем, ситуация складывается абсурдная. С одной стороны, Калашников крут — как автомат. И как бренд – но в этом смысле только в нашем сознании. А в глобальном плане сейчас нет никакого бренда «Калашников», как бы абсурдно это ни звучало. Есть только игривая буква К. Бренд в его сегодняшнем виде на каком-нибудь международном оружейном салоне или выставке как минимум потеряется, как максимум – к нему будет вести табличка «самый смешной и нелепый логотип ever». Да, и кстати, что это я все время говорю только про «эй-кей-фоти-севн» (он же АК-47)? Вообще-то концерн «Калашников» разрабатывает и производит еще хренову тучу всего – спортивное оружие (это единственное предприятие в России, выпускающее винтовки для биатлона), охотничье, артиллерийское, и какое только не (узнала об этом, собственно, у концерна на сайте, прочитав километровую простыню текста). И где это все? Как легендарный оружейный бренд выделяется среди десятков других брендов, на которых также винтовки и прочее оружие?
Мне теперь, напротив, совсем непонятно, почему Рогозин, который вице-премьер и должен всяко лучше меня в этом всём разбираться, выступает против ребрендинга – при таком-то положении дел! А ведь еще пару лет назад Дмитрий Олегович с большим энтузиазмом высказывался по поводу создания холдинга. Бренд – вложение на десятилетия, которое поможет концерну выйти на новый уровень. Поэтому очевидно, что надо вложиться в серьезный ребрендинг, ведь скупой, как известно, платит дважды. Да и вообще, в сравнении с выручкой и прочими показателями, затраты на бренд минимальны. Цифры, в конце концов, дело обсуждаемое.
Короче, пришло время исправлять ошибки. У Калаша должен быть такой брендинг, чтобы Беретта и Глок (со своими крутыми и раскрученными логотипами, кстати) скукоживались от страха и зависти. Потому что Калашников — реально лучшее стрелковое оружие в мире, и оно наше, отечественное, осталось об этом только правильно рассказать. И если новая команда концерна понимает, какой нужен бренд для правильного представления нашего Калашникова – ок, пусть работает и тратит деньги, пусть ищет нормальных дизайнеров и так далее.
Если этого не сделать или сделать неправильно, скоро ничего хорошего от Калашникова в реальности не останется. Только в кино останется, и на старых фотках.