Красные Советы — Донецк, впечатления

В Донецке за все время я не увидел ничего, что принципиально бы отличалось от уже известного. Но, безусловно, вблизи многие вещи увиделись совсем иначе в деталях.

Когда славянская бригада пришла в Донецк, практически сразу же стал вопрос взаимодействия собранных в городе отрядов. Было два пути — создание централизованного иерархического командования либо своеобразной шуры — совета командиров. Первый путь был чреват гражданской войной внутри гражданской войны, второй сразу же переводил строительство армии на «долгие рельсы».

Командиры пошли по второму пути. Тем более, что особых разногласий с тем же Стрелковым я лично не наблюдал ни у кого. Особый вопрос по «Востоку» и Ходоковскому, однако и здесь, как я понял, решение было найдено.

На сегодня ополчение Донецка — это три крупные бригады: Славянская, «Оплот» и «Восток». Кроме того, есть несколько самостоятельных военизированных структур вроде милицейских подразделений. Между ними существует полная координация и взаимодействие. Представители «Востока» категорически не присутствуют на совещаниях, но при этом у Стрелкова есть механизм координации действий и с «Востоком» — при мне буквально через пять минут после вброса об атаке Ясиноватой десятью танками он получил информацию «Востока» о том, что не десять, а три, да и то один сожгли, остальные отступили. Кроме донецких формирований есть вполне самостоятельный отряд Безлера, однако и с ним никаких проблем со взаимодействием нет.

Система работает вполне эффективно, хотя определенные проблемы, естественно, существуют. Независимость «Оплота» и «Востока» связаны в первую очередь с независимыми каналами снабжения. Они практически не зависят от Стрелкова в этом отношении, но и здесь по необходимости в интересах общего дела вполне беспроблемно маневрируют имеющимися у них ресурсами. В общем, строительство армии ДНР идет по довольно традиционному в таких случаях пути, и можно считать, что на данном этапе найдена наиболее полноценно работающая управленческая структура.

Однако есть в ней и слабое звено. Совет командиров признает Стрелкова командующим — причем, как я заметил, безоговорочно. Хотя он — и первый среди равных, но его роль чрезвычайно высока. Именно поэтому настойчивые попытки московских нацистов нанести удар именно по Стрелкову выглядят чрезвычайно опасными со всех точек зрения. Никому другому при такой организации управления командиры подчиняться не будут.

Возможно, известный политолог и его пронацистская секта питают надежду на то, что убрав Стрелкова и поставив подконтрольного ей командира во главе, они после победы получат право строить свой симулякр в Новороссии. Проблема в том, что победы в таком развитии событий не просматривается — ополчение не будет подчиняться никому другому. Развал управляющей структуры неизбежен, и вот тогда для восстановления хоть какой-то управляемости придется воевать уже между своими. При этом результат такой войны выглядит довольно проблематичным для московских наци — как раз Славянская бригада является наиболее мощной силой ополчения. Но это все равно не отменяет того факта, что секта работает строго в интересах Киева.

Заславшие в Донецк плюющегося политолога московские олигархи, скорее всего, видят ситуацию в правильном свете, и смещением Стрелкова надеются похоронить окончательно идею Новороссии — с последующим переворотом в Москве. Понимает ли это гуру предательства — сказать сложно. Может, его и используют втемную.

Так или иначе, но на данном этапе любые попытки создать проблемы для ополчения, развалив сложившуюся структуру командования, объективно ведут к поражению. Собственно, это главное, в чем я окончательно убедился в Донецке.

Да, армия, построенная на договорных отношениях, армией, строго говоря, не является. И создание полноценного командования, которое не зависит от личности командующего, вопрос неизбежный. Но сейчас для этого нет ни малейших предпосылок. Политическая составляющая ДНР на сегодня — величина нулевая, если не отрицательная. Так и не удалось выстроить полноценную политическую и хозяйственную систему управления. Чехарда в премьерах и вице-премьерах говорит об этом лучше всего. Эта структура только создается, нащупываются подходящие кандидатуры, формулируются основные принципы политической программы ДНР.

Именно поэтому даже договорная армия — это единственная структура, которая обеспечивает необходимую устойчивость ДНР. Развал армии через дискредитацию командующего и целенаправленные атаки на него со стороны продажных политиков и безумных сектантов — это заведомое уничтожение всей идеи восстания на Донбассе. Никак иначе на сегодняшний момент воспринимать накаты на Стрелкова нельзя.

Я говорю это не потому, что знаком с ним или испытываю к нему дружеские чувства — в данном случае все это абсолютно несущественно. Есть совершенно объективная обстановка, которая диктует свои правила. Собственно, я вернулся в Москву именно сейчас только потому, что опасность этих «накатов» чрезвычайно высока. Их интенсивность нарастает, и у этого есть признаки не только в публичном пространстве. Я приехал не один, и мы постараемся донести сказанное до максимально высоких кабинетов и до максимально широкой аудитории. На данный момент это самое важное.

При этом военные перспективы ДНР я бы сейчас оценил как явно ненулевые. У Киева не просматривается никакой стратегии на подавление восстания, которая способна в короткие сроки дать результат. Война на истощение для Новороссии губительна — особенно в ситуации, когда помощь России продолжает носить чрезвычайно условный характер и базируется в основном на гуманитарных и частных поставках. Однако и у Киева нет широких возможностей маневрировать на таком поле — его ситуация выглядит уже не просто критической, а катастрофической. Выходом может стать новый госпереворот и установление откровенно нацистской военной диктатуры, которая задавит любые волнения на территории Украины и сможет даже в условиях коллапса вести войну в прежнем формате. Но вот рискнут ли европейцы дать отмашку созданию такого государства — вопрос непростой. Пока режим Порошенко при всей его пронацистской направленности выглядит вполне подконтрольным Западу. Однако создание бандеровского Халифата в центре Европы может полностью изменить ситуацию на континенте — как изменило обстановку на Ближнем Востоке создание исламистского Халифата ИГИЛ, окончательно вышедшего из-под контроля своих создателей.

Но США могут пойти на подобное развитие событий — их оно совершенно не пугает. И поэтому вероятность госпереворота в Киеве и приход к власти радикалов вполне высока. Но, наверное, об этом есть смысл говорить позже и подробнее.