Соединенные Штаты объявили об окончании работ по утилизации химического оружия Сирии на борту специализированного корабля Cape Ray. Провокация в Восточной Гуте, которая и привела к кризису прошлого августа, должна была завершиться атакой Сирии, однако даже закончившись неудачей, сумела позволить решить задачу ликвидации оружия сдерживания арабской страны.
Мастерство все-таки не пропьешь. Классическая саксонская тактика, когда создается кризис, из которого любой выход позволяет решить целый перечень задач. Это признак субъекта политики — рукотворные кризисы, позволяющие навязывать свою инициативу и волю. Объекты лишь участвуют в процессе, пытаясь повлиять на него — с разной степенью успеха. Обама, с большой неохотой включившись после провокации в эскалацию действий вокруг Сирии даже при откровенном нежелании воевать сумел выторговать весьма приличные отступные.
В очередной раз с горечью приходится констатировать, что медийно раскрученный и поданный как успех российской дипломатии «выход» из положения, когда Сирия была вынуждена дать согласие на ликвидацию своего химического арсенала, на самом деле является серьезным поражением.
Сирия лишилась своего химического оружия, которое выполняло роль «ядерной бомбы для бедных». Оно создавалось не для применения, а именно для сдерживания региональных противников Сирии — Израиля, Турции и Ирака. Баланс в регионе в очередной раз был серьезно нарушен, точно так же, как в свое время предательские действия последнего советского руководства, позволившие ликвидировать целые классы ядерного оружия, по которым у СССР было неоспоримое преимущество над США, существенно сдвинули баланс сдерживания между нами и Америкой. Не в нашу пользу, естественно.
Это не привело к войне, однако серьезно подорвало позиции СССР/России в противостоянии со своим геостратегическим противником. Действия Горбачева и его команды получили (хотя и не полную) оценку как исключительно предательские. Правда, впоследствии это не помешало уже в нынешнее время наградить его государственной наградой России. Дмитрий Анатольевич отдал должное миротворческим усилиям последнего советского руководителя, наградив его два года назад высшей государственной наградой молодой 20-летней России: орденом Святого апостола Андрея Первозванного, чем серьезно дискредитировал эту награду.
В принципе, после такого орден вполне заслуживает того, чтобы им были награждены и творцы соглашения по ликвидации сирийского химического оружия. Событие, безусловно, менее масштабное, но в целом имеет тот же самый характер, что и действия Горбачева по усилиям в деле достижения мира во всем мире. Нужно устанавливать традиции и мотивировать политиков. Тем более, что Нобелевская премия мира теперь, похоже, для нас прочно накрылась — и надолго.