Красные Советы — О возможности фашизма в капиталистической России

В последнее время по понятным причинам возобновились теоретические дискуссии о возможности установления фашистского режима в Российской Федерации. Мы задались целью осветить лишь один аспект этой дискуссии.

q5280-2626800

Отдельные уважаемые теоретики обосновывают своё утверждение о невозможности такого режима в нашей стране простым аргументом: как известно из научного определения фашизма, это – власть финансового капитала. Финансовый капитал (опять же, в соответствии с его научным определением) – это капитал, образовавшийся в результате слияния капитала промышленных и банковских монополий. В.И. Ленин так определил сущность финансового капитала: «Концентрация производства; монополии, вырастающие из нее; слияние или сращивание банков с промышленностью – вот история возникновения финансового капитала и содержание этого понятия» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 344). В России же, на настоящем этапе, этого явления не наблюдается. Нет такого сращивания. Отсюда, по мнению этих теоретиков, – фашизм в России на данном этапе невозможен просто по определению.

Вот этот аргумент мы и намерены здесь рассмотреть, оперируя не абстрактными рассуждениями, а конкретными фактическими данными.

Проанализируем открытые данные о наиболее простой, очевидной и распространённой форме такого сращивания – о едином владении крупными банками и промышленными монополиями. Например, данные РБК-дейли:

(http://rbcdaily.ru/magazine/business_maps/download/562949989966455

и http://rbcdaily.ru/magazine/business_maps/download/562949990585432),

а также http://bg-is.com/ .

Рассмотрим ряд крупнейших компаний и частных лиц – владельцев промышленных компаний и банков:

1) Промышленная группа Газпром владеет Газпромбанком и негосударственным пенсионным фондом «Газфонд». Совместно с ними этот крупнейший промышленный монополист владеет страховой группой «Согаз» и через нее управляющей компанией «Лидер» (инвестиционные и пенсионные фонды).

2) Известный олигарх Вексельберг владеет компанией Renova Holding (Багамы), которая в свою очередь владеет в России группой компаний «Ренова», которая владеет «Меткомбанком» и «Большим пенсионным фондом». Одновременно эта крупная банковская группа владеет «Каменск-Уральским заводом по обработке цветных металлов», строительной компанией КОРТРОС, холдингом «Аэропорты регионов», контрольным пакетом акций интернет-провайдера «Акадо» и Уральского турбинного завода и др. компаниями. И заодно Вексельберг владеет и частью «Русала» (совладельца «Норильского никеля»).

3) Алишер Усманов, Владимир Скоч и Фархад Мошири владеют одним из крупнейших горно-металлургических холдингов «Металлоинвест», в собственности которого -Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты, Оскольский электрометаллургический комбинат, «Уральская сталь» и другие промышленные компании. Одновременно эти собственники владеют и крупным банком «Раунд».

4) Трудно перечислить компании, которыми владеет олигарх Прохоров. Упомянем лишь часть его империи. Через Onexim Holdings Ltd (Кипр) он, в частности, владеет заводом светодиодов «Оптоган», строительной компанией ОПИН, сетью ТЭЦ «Квадра», рядом СМИ. И одновременно – крупнейшим банком «Ренессанс Кредит», тоже крупнейшей инвестиционной компанией «Ренессанс капитал». А также частью «Русала».

5) Один из богатейших людей России Владимир Евтушенков владеет контрольным пакетом (64,2%) акций АФК «Система», которая через ОАО МТС владеет МТС-Банком, а без её посредства (непосредственно) — компанией РТИ (радиотехнические заводы), 89% БашНефти и 92% электрических распределительных сетей Башкирии. А также сетью СМИ и торговыми сетями.

6) Дерипаска владеет холдингом «Базовый элемент», который владеет «Ингосстрахом», крупным банком «Союз», пенсионным фондом «Социум» и одновременно целой группой машиностроительных заводов (в числе прочих — ГАЗ), строительными компаниями и агрохолдингом.

7) «Водочный король» Рустам Тарико владеет ГК «Русский стандарт», которая владеет банком, страховой компанией и заводами по производству алкоголя.

8) Араз Агаларов владеет концерном Crocus Group, в составе которого имеется строительная компания «Крокус», логистическая компания «Крокус-Логистик», а также — «Крокус-Банк».

9) РЖД, помимо основной производственно-транспортной деятельности, владеет пенсионным фондом «Благосостояние», которому полностью принадлежит «Абсолют банк» и немалая доля в банке «КИТ Финанс».

10) Дмитрий Пумпянский через Группу «Синара» владеет основной частью (98%) «СКБ-Банка», а через TMK Steel Ltd (71,1%) — «Трубной металлургической компании».

11) Анатолий Седых владеет 80% капитала Объединенной металлургической компании (ряд металлургических заводов: чугун, прокат, железнодорожные колеса и т. п.) и 60% капитала Металлинвестбанка.

12) Микаил Шишханов практически полностью (98,6%) владеет «Бинбанком», а также 95% строительной компании «Интеко».

13) Алекперов и Федун имеют доли одновременно в «Лукойле» и группе ИФД «Капитал», владеющей банком «Петрокомерц». У Аликперова есть еще доля в финансовой компании «Уралсиб» (в числе прочего одноименный банк).

14) Госкомпания ВнешТоргБанк владеет строительной компанией «ВТБ-Девелопмент».

15) Госкомпания Сбербанк владеет автосборочным заводом «Дервейс» в Черкесске, строительными компаниями «Красная Поляна», «Рублёво-Архангельское и др.

16) «Роснефть» (часть «Роснефтегаза») владеет «Всеросийским банком развития регионов».

17) МДМ-Банк владеет «Сибирской угольной энергетической компанией».

18) Холдинг «Гута» владеет «Гута-банком», а также более чем 15 кондитерскими фабриками (в т. ч. «Красный Октябрь», «Рот-Фронт» и «Бабаевский»), а также отелями, клиниками и строительными компаниями.

19) В состав холдинга «Дон инвест» входят одноименный банк, машиностроительные и пищевые производства, а также автовокзал.

20) В холдинг ЗАО «Научно-производственный концерн «Алтай» входит «Народно-промышленный-банк» и множество разнообразных производств.

Таким образом, без особых усилий можно узнать о многочисленных фактах объединения производства и/или инфраструктуры и банков в одних руках. Известны также факты, когда банки объединены с крупными торговыми сетями или телекоммуникационными компаниями.

Мы надеемся, что 20 случаев объединения банков и производства в одних руках достаточно, чтобы доказать, что финансовый капитал в России не просто есть. Это суровая обыденность. Размеры и отраслевая ширина многих представленных компаний говорят о том, что в России наступила эра монополистического капитализма, при этом крупнейший монополист (как хозяин Сбербанка, ВТБ, Роснефти, Газпрома, РЖД и многого другого) — это само российское государство.

Таким образом, аргумент об отсутствии в России финансового капитала не выдерживает проверки фактами. Следовательно, отпадает и данная аргументация о невозможности в России возникновения фашизма. К сожалению, он возможен. И политика и практика сегодняшних российских властей это убедительно подтверждает.

А. Усталых
И. Ферберов