Кто-нибудь вспомнит, когда в России падали цены на продукты, ЖКХ или общественный транспорт? Лет двадцать такого точно не было, если не все сорок. С телеэкранов нам сообщают о том, что государство все более нежно заботится о нас, однако никто наверху не решается совершить этот психологически важный слом – не просто затормозить рост цен на жизненно важные товары и услуги, но именно понизить цены (боятся, что народ привыкнет к хорошему). Вот и в последние недели, несмотря на падение цен на нефть, бензин вновь взлетел вверх.
Показательна изуверская логика российских нефтяников. Когда цены на бензин растут в условиях подорожания нефти, они бодро рапортуют о том, что рост отечественных цен на бензин диктуют изменения на мировом рынке. Однако, когда цена на бензин повышается в условиях падения цен на нефть (как сейчас), находится хитрый аргумент – бензин взлетает вверх, чтоб на внутреннем рынке компенсировать потери от удешевления нефти на рынке внешнем.
Серьезные люди с серьезными лицами выдают эти тезисы в СМИ, рассчитывая, что “пипл схавает”. Однако позиция таких “аналитиков” очевидно кощунственна для народа, ведь при любом сценарии бизнес выигрывает, а граждане проигрывают. Почему-то считается, что поддержание высоких доходов нефтяников – это важная национальная задача, ради которой граждане должны затянуть пояса.
Между тем, это более чем логично – решиться понизить цены на бензин, на ЖКХ, на проезд (в более радикальном варианте — и на жилье, и основные продукты питания), после чего закрепить тарифы на приемлемом уровне. Либералы-монетаристы взвоют о нарушении принципов “невидимой руки рынка”, однако они забывают, что ради интересов собственных граждан даже самые передовые с их точки зрения западные страны применяют достаточно жесткое ценовое регулирование.
Организованное государством снижение цен на указанные товары и услуги не слишком потревожить даже бизнес-сообщество. Энергетика, коммуналка, топливо, транспорт – зона монополистической конкуренции, характеризуемой сверхдоходами. Игроки на этих рынках, мягко говоря, сомнительные – в основном это государственные, полугосударственные или бывшие государственными частные компании, которые после приватизации лишь проедают общественное достояние, не производя ничего нового. Реальный же производственный сектор никак не пострадает, а только выиграет.
В здоровом обществе такие компании как «Мосэнерго» или «Роснефть» должны быть лишь элементами инфраструктуры или обеспечения производства, нацеленными не на самостоятельное получение прибыли, а на обслуживание тех, кто эту прибыль генерирует – промышленности, сельского хозяйства. Разве не абсурд, что алчные авиаперевозчики, прожорливое якунинское РЖД, нефтяные спекулянты скапливают финансовые капиталы, значительно большие, чем производственники?
Понизить бы раза в два цены на бензин, и на железнодорожные билеты. И закрепить. Это было бы действительно круто, при этом технически не очень пыльно. Кабинет министров, который пойдет на это, будут вспоминать добрым словом десятилетиям. Однако, здесь требуется широкий исторический размах, а не мышление хапуг-временщиков.
Редакция: Мы не однократно говорили, что даже в условиях рыночной экономики, массовое понижение цен путём субсидирования и государственного управления цена образующими отраслями не просто возможно, но и необходимо. Особенно в России, с учётом того, что именно из-за высоких цен на поддержание инфраструктуры, на электричество, свет, воду, топливо, производимая в России продукция получается гораздо дороже чем в других государствах, а соответственно такая продукция не конкурентоспособна. При этом, она не только не в состоянии конкурировать с аналогичной продукцией иностранного производства на внешних рынках, но даже и на внутреннем рынке без серьёзных заградительных пошлин, в условиях членства страны в ВТО, она оказывается в проигрыше.