Сегодня мы отмечаем 70-ю годовщину со дня начала Курской битвы — одного из самых масштабных сражений Второй мировой войны, в котором захлебнулось последнее крупное наступление немцев на Восточном фронте. В советской историографии, Курская битва всегда позиционировалась как закрепление перелома в ходе войны, который произошел под Сталинградом. Несмотря на художественные преувеличения связанные с Прохоровкой, Курская битва действительно была последней попыткой немцев отыграть ситуацию назад. Воспользовавшись небрежностью советского командования и нанеся крупное поражение Красной Армии под Харьковом в начале весны 1943 года, немцы получили еще один «шанс» разыграть карту летнего наступления по образцам 1941 и 1942 годов.
Но к 1943 году, Красная Армия уже была иной, точно так же как и вермахт, был хуже себя самого двухгодичной давности. Два года кровавой мясорубки не прошли для него даром, плюс проволочка с началом наступления на Курск, сделало сам факт наступления очевидным для советского командования, которое вполне резонно решило не повторять ошибок весны-лета 1942 года и добровольно уступило немцем право начать наступательные действия, дабы измотать их в обороне, а потом громить ослабленные ударные группировки. В целом реализация этого плана в очередной раз показала насколько сильно вырос уровень стратегического планирования советского руководства со времени начала войны. И в тоже время бесславный конец «Цитадели» в очередной раз показал, проседание этого уровня у немцев, которые пытались переломить тяжелое стратегическое положение заведомо недостаточными средствами.
Собственно даже Манштейн, наиболее толковый немецкий стратег, не питал особых иллюзий по поводу этого решающего для Германии сражения, рассуждая в своих мемуарах, что если бы все сложилось по другому, то можно было бы как-нибудь соскочить с СССР на ничью, то есть фактически признавался, что после Сталинграда речь о победе для Германии вообще уже не шла.
В теории, немцы конечно могли бы продавить нашу оборону и выйти к Курску, окружив пару десятков дивизий, но даже в этом чудесном для немцев раскладе, их успех не приводил их к решению проблемы Восточного фронта, а лишь вел к отсрочке перед неизбежным концом, ибо военное производство Германии к 1943 году уже явно уступало советскому, а необходимость заделывать «итальянскую дыру», не давало возможности собрать сколь-нибудь крупных сил для ведения дальнейших наступательных действий на Восточном фронте. Но наша армия не позволила немцам потешить себя иллюзией даже такой победы. Ударные группировки были обескровлены в ходе недели тяжелых оборонительных боев, а затем уже покатился каток нашего наступления, который начиная с лета 1943 года было практически не остановить, сколько бы немцы в дальнейшем не упирались.
В этом плане Курская битва действительно является одной из знаковых битв Второй мировой войны, причем не только за счет масштабов сражения и задействованных миллионов солдат и десятков тысяч единиц боевой техники. В ней было окончательно продемонстрировано всему миру и прежде всего советскому народу, что Германия обречена. Вспомните сегодня всех тех, кто погиб в этой эпохальной битве и тех, кто выжил в ней, дойдя от Курска до Берлина.
По традиции, на юбилей таких сражений — подборка фотографий Курской битвы.
Командующий Центральным фронтом генерал армии К.К. Рокоссовский и член Военного совета фронта генерал-майор К.Ф. Телегин на передовых позициях
перед началом битвы на Курской дуге. 1943 год.
Советские сапёры устанавливают противотанковые мины ТМ-42 перед передним краем обороны. Центральный фронт, Курская дуга, июль 1943 года
Переброска «Тигров» для операции «Цитадель».
Манштейн и его генералы «за работой».
Немецкий регулировщик. Сзади гусеничный тягач RSO.
Строительство оборонительных сооружений на Курской Дуге. Июнь 1943.
На привале.
Накануне Курской битвы. Обкатка пехоты танками. Красноармейцы в окопе и танк Т-34, который преодолевает окоп, проходя над ними. 1943 год.
Немецкий пулеметчик с MG-42.
«Пантеры» готовятся к операции «Цитадель».
Самоходные гаубицы «Веспе» («Wespe») 2-го батальона артиллерийского полка «Великая Германия» на марше. Операция «Цитадель», июль 1943 года.
Немецкие танки Pz.Kpfw.III перед началом операции «Цитадель» в советском селе.
Экипаж советского танка Т-34-76 «Маршал Чойбалсан» (из танковой колонны «Революционная монголия») и приданный десант на отдыхе. Курская дуга, 1943 год.
На фото именной танк «Маршал Чойбалсан» из состава 112-й танковой бригады 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии генерала Катукова. С началом боев на Курской дуге 112-я тбр находилась во втором эшелоне обороны 1-й танковой армии. 112-я тбр вступила в бой 8 июля 1943 года в районе хутора Сырцев.
Танковая колонна «Революционная Монголия» была создана на средства МНР. 12 января 1943 года колонну (32 Т-34, 21 Т-70) принимала 112-я Краснознаменная танковая бригада. Делегацию МНР возглавлял сам маршал Х.Чойбалсан. Один танк он передавал лично. На танковых башнях помимо названия колонны были нанесены надписи, от какого
аймака( территориального образования) дарствуется данная машина.
Экипаж танка «Маршал Чойбалсан» : командир танка лейтенант И. М. Леушин, механик-водитель старшина П. Т. Токарев и радист-пулеметчик сержант П. М.Окунев.
Гвардии старший лейтенат, командир танкового взвода 44 гв.ТБР Леушин Иван Михайлович, 1918 года рождения, уроженец Кировской области сгорел в танке в Германии 2 марта 1945 года.
Перекур в немецких окопах.
Крестьянка рассказывает советским разведчикам о расположении вражеских частей. К северу от города Орла, 1943 год.
Старшина В. Соколова, санинструктор истребительно-противотанковых артиллерийских частей Красной Армии. Орловское направление. Курская дуга, лето 1943 года.
Немецкая 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель». Орловская область, июль 1943 года.
«Тигры» идут в атаку.
Фотокорреспондент газеты «Красная Звезда» О. Кнорринг и кинооператор И. Малов ведут съемку допроса пленного обер-ефрейтора А. Баушхофа, добровольно перешедшего на сторону Красной Армии. Допрос ведет капитан С.А. Миронов (справа) и переводчик Ионес (в центре). Орловско-Курское направление, 7 июля 1943 года.
Немецкие солдаты на Курской дуге. Сверху видна часть корпуса радио-управляемого танка B-IV.
Уничтоженные советской артиллерией немецкие танки-роботы B-IV и танки управления Pz.Kpfw. III (один из танков имеет номер F 23). Cеверный фас Курской дуги (у деревни Глазуновка). 5 июля 1943 года
Танковый десант сапёров-подрывников (sturmpionieren) из дивизии СС «Дас Райх» на броне штурмового орудия StuG III Ausf F. Курская дуга, 1943 год.
Подбитый советский танк Т-60.
Горит подожженная САУ «Фердинанд». Июль 1943, село Поныри.
Два подбитых «Фердинанда» из штабной роты 654-го батальона. Район станции Поныри, 15-16 июля 1943 года. Слева штабной «Фердинанд» № II-03. Машина была сожжена бутылками с керосиновой смесью после того, как снарядом у нее повредило ходовую часть.
Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», уничтоженное прямым попаданием авиабомбы с советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Тактический номер неизвестен. Район станции Поныри и совхоза «1 мая».
Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «723» из состава 654-го дивизиона (батальона), подбитое в районе совхоза «1-е мая». Снарядными попаданиями разрушена гусеница и заклинено орудие. Машина входила в «ударную группу майора Каль» в составе 505-го тяжелого танкового батальона 654-го дивизиона.
Cоветские танкисты осматривают брошенный «Тигр». Танк принадлежит 503-му тяжёлому танковому батальону, снят 15 июля 1943 года.
Танковая колонна движется к фронту.
«Тигры» из состава 503-го тяжелого танкового батальона.
Катюши ведут огонь.
Танки «Тигр» танковой дивизии СС «Дас Райх».
Рота американских танков М3с «Генерал Ли», поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, выдвигается к переднему краю обороны советской 6-й гвардейской армии. Курская дуга, июль 1943 года.
Советские солдаты у подбитой «Пантеры». Июль 1943.
Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «731», номер шасси 150090 из состава 653-го дивизиона, подорванная на мине в полосе обороны 70-й армии. Позднее эта машина был отправлена на выставку трофейной техники в Москву.
САУ Су-152 майора Санковского. Его экипаж уничтожил в первом бою во время Курской битвы 10 танков противника.
Танки Т-34-76 поддерживают атаку пехоты на Курском направлении.
Советская пехота перед подбитый танком «Тигр».
Колонна немецких танков Pz.Kpfw. III движется к полю боя. Курская дуга, 17 июля 1943 года.
Атака Т-34-76 под Белгородом. Июль 1943.
Брошенные под Прохоровкой неисправные «Пантеры» 10-й «пантербригады» танкового полка фон Лаухерта.
Немецкие наблюдатели следят за ходом боя.
Советские пехотинцы прикрываются корпусом разрушенной «Пантеры».
Советский миномётный расчёт меняет огневую позицию. Брянский фронт, Орловское направление. Июль 1943 года.
Гренадер СС смотрит на только что подбитый Т-34. Вероятно он был уничтожен одной из первых модификаций «Панцерфауста», которые впервые получили широкое применение на Курской дуге.
Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. V модификации D2, подбитый в ходе операции «Цитадель» (Курская дуга). Эта фотография интересна тем что на ней присутствует подпись — «Ильин» и дата «26/7». Вероятно, это фамилия командира орудия, подбившего танк.
Передовые подразделения 285-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии ведут бой с противником в захваченных немецких окопах. На переднем плане — тело убитого немецкого солдата. Курская битва,10 июля 1943 года.
Саперы дивизии СС «Лейб штандарт Адольф Гитлер» у подбитого танка Т-34-76. 7 июля, район деревни Пселец.
Советские танки на рубеже атаки.
Подбитый немецкий средний танк Pz Kmfw. III Ausf J — 12-15 июля, село Поныри.
Подбитые танки Pz IV и Pz VI под Курском.
Пилоты эскадрильи «Нормандия-Неман».
Отражение танковой атаки. Район деревни Поныри. Июль 1943.
Подбитый «Фердинанд». Рядом валяются трупы его экипажа.
Артиллеристы ведут бой.
Пехота контратакует под прикрытием тяжелого танка КВ-1. Июль 1943.
Подбитая немецкая техника во время боев на Курском направлении.
Немецкий танкист осматривает след от попадания в лобовую проекцию «Тигра». Июль, 1943 год.
Красноармейцы рядом с сбитым пикирующим бомбардировщиком Ю-87.
Подбитая «Пантера». В виде трофея доехала до Курска.
Пулеметчики на Курской дуге. Июль 1943.
САУ Мардер III и панцергренадеры на исходном рубеже перед атакой. Июль 1943.
Разбитая «Пантера». Башню сорвало взрывом боезапаса.
Горящая немецкая САУ «Фердинанд» из состава 656-го полка на Орловском фасе Курской дуги, июль 1943 года. Фото сделано через люк механика-водителя танка-управления Pz.Kpfw. III танками-роботами Б-4.
Советские солдаты у подбитой «Пантеры». В башне видна огромная пробоина от 152-мм снаряда «Зверобоя».
Сгоревшие танки колонны «За Советскую Украину». На сорванной взрывом башне просматривается надпись «За Радянську Украïну» (За Советскую Украину).
Убитый немецкий танкист. На заднем плане советский танк Т-70.
Советские солдаты осматривают подбитую в ходе Курской битвы немецкую тяжёлую самоходно-артиллерийскую установку класса истребителей танков «Фердинанд» (Ferdinand). Фото также интересно раритетным для 1943 года стальным шлемом СШ-36 на солдате слева.
Советские солдаты у подбитого штурмового орудия Stug III.
Уничтоженный на Курской дуге немецкий танк-робот B-IV и немецкий мотоцикл с коляской BMW R-75. 1943 год.
САУ «Фердинанд» после детонации боезапаса.
Расчет противотанкового орудия ведет огонь по вражеским танкам. Июль 1943.
На снимке — подбитый немецкий средний танк PzKpfw IV (модификации H или G). Июль 1943.
Командир танка Pz.kpfw VI «Тигр» №323 3-й роты 503-го батальона тяжелых танков унтер-офицер Фютермайстер (Futermeister) показывает след от советского снаряда на броне своего танка штабс-фельдфебелю Хайдену (Heiden). Курская дуга, июль 1943 года.
Постановка боевой задачи. Июль 1943.
Пикирующие фронтовые бомбардировщики Пе-2 на боевом курсе. Орловско-белгородское направление. Июль 1943.
Буксировка неисправного «Тигра». На Курской дуге, немцы несли значительные потери вследствие небоевых поломок своей техники.
Т-34 идет в атаку.
Захваченный полком «Дер Фюрер» дивизии «Дас Райх» британский танк «Черчипль» поставлявшийся под ленд-лизу.
ПТ-САУ Мардер III на марше. Операция «Цитадель», июль 1943.
Поле боя на Курской дуге. На переднем плане справа подбитый советский танк Т-34, дальше у левого края фото — немецкий Pz.Kpfw. VI «Тигр», вдалеке — еще один Т-34.
Советские бойцы осматривают взорванный немецкий танк Pz IV ausf G.
Бойцы подразделения старшего лейтенанта А. Бурака при поддержке артиллерии ведут наступление. Июль 1943 года.
Немецкий военнопленный на Курской дуге у разбитой 150-мм пехотной пушки sIG.33. Справа лежит убитый немецкий солдат. Июль 1943 года.
NB! Пожалуй самое сильно фото Курской Дуге, в котором впечатана та безнадега, которая обнажилась с этим поражением перед Германией.
Советский лейтенант угощает пленных немцев сигаретами. 17 июля 1943.
Орловское направление. Бойцы под прикрытием танков идут в атаку. Июль 1943.
Немецкие части, в составе которых трофейные советские танки Т-34-76, готовятся к атаке во время Курской битвы. 28 июля 1943 года.
Солдаты РОНА (Русская освободительная народная армия) среди пленных красноармейцев. Курская дуга, июль-август 1943 года.
Советский танк Т-34-76 подбитый в деревне на Курской Дуге. Август, 1943.
Под обстрелом противника танкисты вытаскивают подбитый Т-34 с поля боя.
Немецкий танк «Тигр» №211 в районе Белгорода. 1 августа 1943 года.
Советские бойцы поднимаются в атаку.
Офицер дивизии «Великая Германия» в окопе. Конец июля-начало августа.
Солдаты СС снимают с брони раненного коллегу. 1 августа 1943.
Участник боев на Курской дуге — разведчик, гвардии старший сержант А.Г. Фролченко (1905 — 1967), награжденный орденом Красной звезды (по другой версии, на фото запечатлен лейтенант Николай Алексеевич Симонов). Белгородское направление, август 1943 года.
Колонна немецких пленных захваченных на Орловском направлении. Август 1943.
Немецкие солдаты из состава войск СС в окопе с пулеметом MG-42 во время операции «Цитадель». Курская дуга, июль-август 1943 года.
Слева зенитная самоходная установка Sd.Kfz. 10/4 на базе полугусеничного тягача с 20-мм зенитной пушкой FlaK 30. Курская дуга, 3 августа 1943 года.
Священник благословляет советских солдат. Орловское направление, 1943 год.
Подбитый в районе Белгорода советский танк Т-34-76 и убитый танкист.
Колонна пленных немцев в районе Курска.
Захваченные на Курской дуге немецкие противотанковые пушки PaK 35/36. На заднем плане советский грузовик ЗиС-5, буксирующий 37-мм зенитное орудие 61-к. Июль 1943 года.
Солдаты 3-й дивизии СС «Тотенкопф» («Мёртвая голова») обсуждают план оборонительных действий с командиром «Тигра» из состава 503-го батальона тяжёлых танков. Курская дуга, июль-август 1943 года.
Пленные немцы в районе Курска.
Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою 2 фашистских танка) . Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового танкового орудия.
Известная фотография, которая часто использовалась в пропагандистских целях, показывая, что новейшие и сильнейшие в то время немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» можно бить и на значительно менее мощном Т-34. Реальные обстоятельства, в которых сделан снимок, неизвестны: судя по кучности попаданий снарядов самых разных калибров, танк мог быть обстрелян и в бою, и после боя (для учебы артиллеристов) и на полигоне.
О судьбе Б.В. Смелова ничего не известно, а вот о втором танкисте:
Лихнякевич Виктор Леонидович, 1918 года рождения. До войны жил в Киеве.
Член ВКПб. Старший лейтенант. Командир танкового батальона 108 танковой бригады 9 танкового корпуса 1 Белорусского фронта. Убит в бою 18 февраля 1945 года. Похоронен на территории Германии.
Старший лейтенант Иван Шевцов рядом с подбитым им немецким танком «Тигр».
Командир танковой роты 142-го танкового батальона (95-й танковой бригады 9-го танкового корпуса Центрального фронта) Иван Андреевич Шевцов 15 июля 1943 года во главе своего подразделения и во взаимодействии с пехотой первый ворвался на железнодорожную станцию Малоархангельск (Орловская область) и держал ее 4 часа до подхода подкреплений, нанеся значительный урон врагу в живой силе и технике. Лично уничтожил 4 танка, один из них танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» и 3 противотанковых орудия.
За этот бой 27 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Трофеи Курской битвы.
Немецкое тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд» 653-го батальона (дивизиона), захваченное в исправном состоянии вместе с экипажем солдатами советской 129-й Орловской стрелковой дивизии. Август 1943 года.
Жители Белгорода приветствуют советских солдат, сидящих на танке Т-34, август 1943 года.
Орел взят.
89-я стрелковая дивизия вступает в освобожденный Белгород.
Победный салют.
Фотографии вот отсюда:
http://fotki.yandex.ru/users/viktor3951/view/441262/?page=7
http://school48.beluo.ru/kursk1943/foto.html