В середине июня текущего года весьма неожиданное продолжение получила эпопея с неожиданным прозрением руководства Центрального Банка России, которое в начале 2013г. обнаружило брешь в российской финансовой системе, из которой ежегодно только незаконным образом и только статистически учтённым образом вывозится порядка 1,5 трлн. рублей
Пришедший 24 июня с поста председателя Банка России Сергей Игнатьев (идейный ученик прораба либерального погрома и «катастройки» Егора Гайдара) прояснил ситуацию с незаконным бегством капитала из России. По имеющейся в СМИ информации, представители Банка России обнаружили сеть фирм-однодневок, которые в 2010-2012 гг. с нарушением действующего валютного, финансового, таможенного, налогового и прочего законодательства вывели из России как минимум 760 млрд. рублей.
По словам Сергея Игнатьева, переместившегося на пост советника нового главы Банка России Эльвиры Набиуллиной (аспирантки Евгения Ясина и вечной помощницы Германа Грефа), сотрудникам ключевого финансово-экономического института России, ответственного не только за эмиссию национальной валюты, разработку и реализацию денежно-кредитной политики, управление международными резервами (в том числе принадлежащих Минфину России), рефинансирование банковской системы и монетизацию экономики, управление валютным курсом, но также за осуществление банковского регулирования и надзора, удалось выявить канал незаконного вывоза капитала за пределы России.
В своём интервью Сергей Игнатьев, который, несмотря на патриотическую риторику руководства страны и показушный развод с либералами, продолжит определять денежно-кредитную политику ЦБ РФ в качестве советника «самостоятельной» Эльвиры Набиуллиной, заявил, что речь идёт как минимум о 1,7 тыс. юридических лиц, которые на протяжении последних лет активно использовались и продолжают использоваться в качестве инструмента незаконного вывоза капитала из России. По мнению Игнатьева, уместно говорить о существовании и весьма эффективной деятельности целой сети фирм-однодневок, деятельность которой координируется из единого центра, а все они используются в качестве единого механизма по легализации преступных доходов и их дальнейшего вывоза за пределы России в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны Европейского союза.
Как вполне обоснованно указывает Игнатьев, который на протяжении последних 12 лет бессменно возглавлял Центральный Банк России и по какой-то удивительной причине (если таковой не считать личную заинтересованность и страх наступить на карман высокопоставленным чиновникам, — в том числе и из ближайшего окружения нынешнего Председателя правительства, чья команда в настоящий момент подчищается – прим. ред.) не обращал внимания на подобного рода «мелочи», в настоящий момент в РФ из приблизительно 3,3 млн. юридических лиц, зарегистрированных в форме ООО, лишь 2 млн. ведут хоть какую-то экономическую и производственную деятельность. Остальные 1,3 млн., судя по всему, существуют лишь на бумаге и используются в качестве «прокладок» по «отмыванию» преступных доходов и незаконному перекачиванию активов в оффшорные юрисдикции и налоговые гавани.
Тем не менее, необходимо отдавать себе отчёт в том, что пресловутое «прозрение» руководства Центрального Банка России, которое на протяжении 2000-2012гг. (а реально с момента принятия противоречащего государственным интересам ФЗ «О Центральном Банке России» в 1994г.) наотрез отказывалось замечать разрастающуюся брешь в российской финансовой системе, из которой ежегодно с нарушением действующего законодательства утекало порядка 30-50 млрд. долл. (1,5-2% ВВП), отнюдь не является случайным и неожиданным..
Весьма показательно, что «внезапная прозорливость» нынешнего руководства Банка России, превратившего ключевой финансово-экономический институт России в филиал ФРС США и сведшего всю полноту денежно-кредитной политики к операциям валютного обменника, совпала с вынужденным уходом Сергея Игнатьева с поста главы Банка России — закон о ЦБ РФ запрещает одному и тому же физическому лицу занимать пост главы Центрального Банка больше трёх сроков.
Риск утраты контроля либералами (а, следовательно, и транснациональным капиталом и международными банками, чьи интересы российские «патриоты», насколько можно судить по их действиям и заявлениям, усердно отстаивают) над основным государственным органом финансовой власти заставил учеников гайдарочубайсов судорожно искать хоть какие-то тезисы и доводы в пользу обоснования необходимости сохранения нынешней команды ЦБ у руля денежно-кредитной политикой.
Стоит сказать, что в экспертном сообществе уровень профессионализма и компетентности руководства ЦБ РФ хорошо известен. В условиях крайне благоприятной внешнеэкономической ситуации и высоких цен на энергоносители (за 12 лет из России вывезено невосполнимого минерального сырья на 3,3трлн. долл. – 150% ВВП России в ценах 2012г.) оно умудрилось подсадить российскую экономику на иглу внешних займов (рост внешнего долга всех субъектов экономики с 535 млрд. долл. в январе 2012г. до 687 млрд. долл. в апреле 2013г.), обеспечило поддержание хронического дефицита денег в экономике (уровень монетизации экономики не превышает 43% ВВП против 100-110% в Еврозоне и 170-220% в «азиатских тиграх») и блокирующие любую модернизацию и развитие несырьевой промышленности непозволительно высокие ставки по кредитам (17-22% для малого и среднего бизнеса при рентабельности российской экономики по активам в 6,5%, а по реализованным товарам и услугам – 9,6%), продолжающееся изъятие якобы «избыточной» денежной массы из экономики и финансирование модернизации и инноваций у стратегических конкурентов (вывезено свыше 510 млрд. долл.).
Неудивительно, что ничего, кроме незаконного вывоза капитала, в ЦБ в качестве аргумента предложить не смогли. По остальным вопросам (как, впрочем, и по этому вопросу тоже) в Банке России уже показали всю степень своей профнепригодности и выявили баланс интересов, который явно склоняется в сторону транснациональных корпораций и международных банков, а не в сторону национальных интересов России, её граждан и национального производительного капитала.
В глаза бросается политика двойных стандартов, которую у своих заокеанских работодателей и учителей переняли российские «рыночные реформаторы» и «гайдаровцы», продолжающие в лучших традициях социально-экономического геноцида 1990-х годов реализовывать политику сдачи суверенитета и финансово-экономической колонизации России в пользу транснационального капитала. Стоит сказать, что Игнатьев упомянул лишь 760 млрд. рублей, которые были незаконным образом вывезены из России. Причём, что ещё важней, речь идёт о незаконном вывозе российского капитала не в отдельно взятом 2012г., а ни много ни мало за целых 3 года — за период 2010-2012гг.
Стоит напомнить, что в своём интервью в начале 2013г. Сергей Игнатьев публично и во всеуслышание заявил, что в одном только 2012г. и только с нарушением действующего валютного, финансового, таможенного и налогового законодательства из России было вывезено порядка 48-49 млрд. долл. Принимая во внимание тот факт, что среднегодовой курс российского рубля по отношению к американскому доллару по итогам 2012г. составил 31,1 рубль за доллар, то несложно подсчитать, что речь идёт как минимум о 1,5 трлн. рублей, нелегально вывезенных из России.
И это только та часть незаконно вывезенного капитала, которая была отслежена и зафиксирована Центральным Банком России – с учётом де-юре законного, но де-факто незаконного вывоза капитала (например, в случае манипулирования ценами на импортируемые и экспортируемые товары и услуги и т.д.) речь может идти как минимум о 2-2,5 трлн. рублей, которые были получены в ходе незаконной предпринимательской деятельности, «отмыты», легализованы и выведены в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны Европейского союза российскими юридическими и физическими лицами. Стоит сказать, что приблизительно такой порядок цифр (75-100 млрд. долл.) содержится в оценках как российских правоохранительных органов, так и иностранных спецслужб.
На этом фоне выявленные руководством Центрального Банка хищения в размере 760 млрд. рублей за период 2010-2012гг. выглядят «каплей в море» — это лишь малая доля тех колоссальных по своим размерам финансовых ресурсов, которые покинули Россию, обескровив отечественную деиндустриализированную и дезинтегрированную сырьевую экономику и обострив процессы структурно-технологической деградации народного хозяйства, примитивизации производства и эрозии научно-технического, инновационного и человеческого потенциала.
Так, согласно официальным оценкам всё того же Центрального Банка России, содержащимся в платёжном балансе, в одном только 2012г. с нарушением действующего в России валютного, таможенного, финансового, налогового и прочего законодательства из России было вывезено свыше 45,5 млрд. долл. Это практически 1,41 трлн. рублей, что эквивалентно 2,3% ВВП, 12% федерального бюджета или без малого 25% средств российской нефтегазовой кубышки – Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния. Это уже как минимум в 2 раза превышает ту оценку незаконного вывоза капитала, который сумел отследить Банк России за последние три года. Если же говорить о всём рассматриваемом периоде 2010-2012гг., о котором отчитался Сергей Игнатьев, то окажется, что даже по крайне политкорректным и весьма далёким от реального положения дел оценкам платёжного баланса из России только за последние три года и только в рамках учтённых каналов незаконным образом было вывезено свыше 126,6 млрд. долл. – 38,8 млрд. долл. в 2010г., 42,2 млрд. в 2011г. и не менее 45,5 млрд. по итогам 2012г. В рамках указанной суммы как минимум 97,9 млрд. долл. пришлось на вывоз капитала в рамках фиктивной и незаконной внешнеэкономической деятельности. А ещё 28,6 млрд. долл. составил вывоз откровенно криминальных активов по статье «Чистые ошибки и пропуски» платёжного баланса.
Другими словами, за период 2010-2012гг. только по официальным и хорошо «причёсанным» оценкам Центрального Банка РФ из России незаконным образом было вывезено порядка 3,92 трлн. рублей – это колоссальная по своим масштабам сумма средств, превышающая 6,3% ВВП России, 31,8% расходной ведомости федерального бюджета России и как минимум 67,5% средств, находящихся в российской «подушке безопасности», которая в условиях отказа правительства от структурно-технологической модернизации экономики, развития инфраструктуры и возрождения наукоёмкой промышленности превращается в «гробовую заначку».
Однако это нисколько не помешало Банку России, руководство которого в течение всех «тучных нулевых» наотрез отказывалось даже поднимать вопрос о стремительно нарастающем объёме незаконного вывоза капитала, отчитаться об идентификации вывоза 760 млрд. рублей, которые были выведены за пределы российской экономики через сеть фирм-однодневок. Другими словами, в Центральном Банке России, который многие не прикормленные Кремлём и либеральным кланом видные отечественные эксперты вполне резонно называют проводником интересов ФРС США и финолигархии Уолл-Стрит, сумели более-менее идентифицировать и распознать каналы вывоза менее 19,4% незаконного оттока капитала.
Лишь пятая часть тех колоссальных финансовых ресурсов, которые были вывезены из России за период 2010-2012гг. при полном попустительстве самого Банка России, являющегося основным инструментом банковского регулирования и надзора, и многочисленных правоохранительных органов и «борцов с коррупцией», была идентифицировано Центральным Банком. Это катастрофически низкий показатель эффективности деятельности российского денежного регулятора, который сначала активней всех выступал за либерализацию внешнеэкономического законодательства и фактический демонтаж системы валютного регулирования и контроля, а теперь показушно на камеры хватается за голову и отчитывается о беспрецедентных масштабах незаконного вывоза капитала из России.
Складывается такое ощущение, что руководство Банка России просто-напросто пытается найти стрелочников – из без малого 4 трлн. рублей, незаконным образом вывезенных за пределы российской юрисдикции за период 2010-2012гг., лишь 760 млрд. рублей привлекли внимание ЦБ РФ и были идентифицированы. Остальные 3,3 трлн. рублей как будто и не покидали Россию с грубейшим нарушением действующего законодательства – ни ЦБ РФ, ни регулирующие и контролирующие органы (в том числе Минфин, Счётная Палата и Финразведка), ни правоохранительные органы (в том числе МВД, ФСБ и т.д.) так и не удосужились отчитаться о том, кто, каким образом, посредством каких инструментов и по каким каналам умудрился вывезти из России столь колоссальный объём финансовых ресурсов.
Судя по всему, именно этими 20% незаконного вывоза капитала в Центральном Банке готовы пожертвовать ради сохранения статус-кво и возможности дальнейшего обогащения ряда высокопоставленных чиновников, олигархов и криминальных структур. Это похоже на поиск «козлов отпущения» — будут найдены «кириенки» местного масштаба, у которых не окажется поддержки в правительстве и покровителей в правоохранительных органах. И на которых будет крайне удобно, просто и безболезненно списать собственные провалы в регулировании финансовой системы и личную материальную заинтересованность в незаконном вывозе капитала.
Складывается такое впечатление, что 3,3 трлн. рублей из 4 трлн. незаконно вывезенных из России за последние три года, про которые глава Центробанка весьма тактично предпочёл умолчать, принадлежат тем, чьи имена и должности крайне небезопасно упоминать вслух. Скорее всего, эти 80% незаконно вывезенных в оффшорные юрисдикции активов, превышающие в стоимостном выражении суммарные расходы федерального бюджета на национальную экономику, науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, спорт, культуру и охрану окружающей среды в 2012г., покинули Россию под бдительным присмотром и контролем самих правоохранительных органов, контролирующих и регулирующих органов, а также высокопоставленных сотрудников самого Центрального Банка России.
Крайне сложно себе представить ситуацию, при которой порядка 3,3 трлн. рублей, т.е. практически третья часть федерального бюджета России, могла быть вывезена за пределы России без привлечения внимания спецслужб и самого денежного регулятора, контролирующего и отслеживающего все банковские трансакции и проводки. Обескровливание России и выкачивание финансовых ресурсов из российской деиндустриализированной экономики слишком высокодоходный бизнес, к которому допущены только самые избранные и проверенные. Сложно вообразить, чтобы МВД, ФСБ, Главное контрольное управление Администрации Президента, Счётная Палата, Финразведка и сам Центральный Банк России не знали, кто и каким образом незаконным образом вывозит капитал из России.
Сначала по указке международных финансовых организаций (МВФ, Группа Всемирного Банка, БМР и т.д.), отстаивающих геоэкономические и геополитические интересы крупнейших экономически развитых стран и афилированного с ними транснационального капитала, в середине 2000-х годов были внесены радикальные поправки в федеральный закон о валютном регулировании и контроле, по сути дела снявшие всяческие ограничения по трансграничному движению капитала по финансовому счёту платёжного баланса и превратившие Россию в проходной двор для иностранных спекулянтов и криминального капитала. А теперь Центральный Банк, который публично предупреждали лучшие российские экономисты, неожиданно «просыпается» и начинает докладывать о разрастающемся размере незаконного вывоза капитала.
Одновременно с этим представители правящей партии в Госдуме судорожно имитируют бурную деятельность, в спешке принимая в июне 2013г. первом чтении законопроект, направленный на борьбу с легализацией преступных доходов и незаконным вывозом капитала. Как известно, после драки кулаками не машут – бесполезно пытаться компенсировать стратегические поражения и промахи тактическими манёврами и победами. Демонтировав остатки валютного регулирования и контроля в угоду псевдонаучным догмам и несостоятельным рассуждениям о благах внешнеэкономической либерализации, теперь бессмысленно заниматься разработкой и принятием косметических мер. Требуется возродить минимально необходимый контроль за валютными операциями и финансовой сферой, ужесточив требования и регулирование трансграничного передвижения капитала.