Буквально на днях недавно назначенный на пост министра экономического развития Алексей Улюкаев подтвердил свой статус одного из главных ньюс-мейкеров российского политического пространства. Именно этот статус закрепился за верным учеником Егора Гайдара ещё в бытность его работы в Центральном Банке России на посту первого заместителя председателя. Не проходило и недели, чтобы Улюкаев не дал о себе знать в СМИ заявлениями о «недопустимости смягчения денежно-кредитной политики», «опасности для России участия в валютных войнах», «снижении инфляционного давления», «устойчивости российской экономики» и т.д.
Несмотря на то, что подавляющее большинство профессиональных экономистов и учёных РАН, не скованных губительными для народного хозяйств и глубоко псевдонаучными по сути догмами отжившего на Западе «Вашингтонского консенсуса» не уделяли много внимания этим перлам, которые являлись банальной попыткой снять ответственность с Центрального Банка за результаты его деятельности и не допустить даже теоретической возможности проведения самостоятельной суверенной национально ориентированной политики со стороны Банка России, для журналистов он всегда являлся поставщиком тем для обсуждения.
На этот раз Улюкаев отличился заявлением о том, что в России рецессии нет и она нам не угрожает: «Рецессии нет. И не будет. Стагнация, наверное, термин уместный». Эти слова недавно назначенного на пост министра экономического развития Алексея Улюкаева являются очередной попыткой российских чиновников выдать желаемое за действительное и сделать хорошее лицо при плохой игре. Это очень сильно напоминает аналогичные по своей содержательной части обещания президента Ельцина 14 августа 1998г. – аккурат за три дня до дефолта – что никакой девальвации рубля не будет и ничто не угрожает российской экономике. Как известно, после этой памятной речи под камеры российский Правительство Кириенко объявило дефолт, высасывавшая соки из реального сектора экономики и бюджетной системы пирамида ГКО-ОФЗ рухнула, а рубль обесценился по отношению к американскому доллару без малого в 4 раза за неполный календарный год.
Заявление о том, что в России нет рецессии, это своего рода проявление религиозного сознания, даже религиозного фанатизма, правящей либеральной бюрократии. Это очередная либеральная мантра или заклинание, наподобие тех, которые мы слышали осенью 2008г. от руководства страны (прежде всего от Кудрина, Дворковича, Игнатьева и Шувалова) о том, что Россия является «тихой гаванью» и «островком стабильности».
Вместо того, чтобы здраво оценить ситуацию, подготовить антикризисную программу действий, постараться смягчить последствия кризиса для реального сектора экономики и населения, расшить узкие места в финансовой системе, расширить кредитование малого и среднего бизнеса (наиболее сильно пострадавших в ходе кризиса от сворачивания кредитования и паралича банковской системы), помочь крупным сырьевым компаниям рефинансировать свои внешние долги и займы, ввести валютные ограничения и ужесточить финансовый контроль за выделяемыми бюджетными ресурсами (львиная доля из 6,5 трлн. рублей, выделенных государством осенью зимой 2008-2009гг., были направлены не на кредитование промышленных производств и АПК, а беспрепятственно утекли на валютный рынок, спровоцировал 50% девальвацию рубля и размывание 220 млрд. долл. из валютных резервов) и расширить финансирование наукоёмких производств и инфраструктуры, российские чиновники раздавали успокоительные и валидольные обещания, устранившись от решения реальных проблем.
Не стоит удивляться тому, что последствия от подобного рода «антикризисной политики» Правительства оказались катастрофичными — экономика России обвалилась сильнее всех не только в группе крупнейших экономически развитых стран G-8, но также в группе G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах. В разгар глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009гг. ВВП России демонстрировал спад на 11,2%, промышленное производство сократилось на 16%, обрабатывающая промышленность – на 20-22%, выпуск наукоёмкой продукции (станки, машины, оборудование, транспортные средства и т.д.) – в 3-5 раз, а капитальные вложения в основные фонды сократились на 25%.
Аналогичным по содержанию и сути оказалось недавно сделанное на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявление главы Минфина Антона Силуанова о том, что «девальвации рубля не будет». Особенно адекватным и актуальным оно смотрелось на фоне снижения курса рубля к американскому доллару на 11% (с 29,8 до 33,3 рублей) за период с марта по июль текущего года. Насколько можно судить, в ближайшем будущем Россию ждут весьма непростые времена – если руководство страны начинает заявлять, что «кризиса не будет», «девальвация не грозит», а Россия «уверенной поступью идёт в светлое будущее модернизации и инноваций», то это верный признак того, что кризис близок, как никогда.
И нежелание главы Минэкономики хотя бы признать сам факт стоящих перед страной вызовов лишь усиливает опасения того, что российское Правительство в очередной раз, как это было в 1998г. и 2008г., окажется не готово к кризису и своими непродуманными действиями и хаотичными решениями лишь усугубит ситуацию, увеличив масштабы кризиса.
ЛИБЕРАЛ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
Стоит сказать, что Алексей Улюкаев является не просто рядовым министром в Правительстве Медведева – это крайне знаковая и влиятельная фигура, с которой прямо или косвенно ассоциируется вся макроэкономическая политика государства последних двух десятилетий. Его заслуженно считают либералом «первой волны» и идеологом «шоковой терапии» – в 1987-88гг. он был одним из самых активных участников клубов «Перестройка» и «Демократическая перестройка», из которых вышло подавляющее большинство «реформаторов», более широко известных в народе как представители демократической шизы. Одновременно Улюкаев входил в «кружок молодых экономистов», во главе которого стоял Анатолий Чубайс – идеолог «ваучерной приватизации».
В конце 1980-х годов — в разгар «перестройки» и «гласности», а также на заре и «рыночных реформ» — Улюкаев начинал свою трудовую деятельность с Е.Гайдаром в журнале «Коммунист». Гайдар, будучи завотделом экономической политики журнала ЦК КПСС «Коммунист», устроил туда же Улюкаева — сначала консультантом, затем заведующим отделом. А в начале 1990-х годов, когда Егор Тимурович в статусе председателя Правительства по указке Ельцина и зарождавшейся олигархии проводил свою псевдонаучную разрушительную «шоковую терапию» и насаждал «рыночные преобразования», обернувшиеся социально-экономической катастрофой, 10-кратным ростом нищеты и бедности и упадком несырьевой промышленности, Улюкаев работал в Правительстве в качестве его советника и помощника.
Находясь в тени, он, тем не менее, всегда был рядом с «реформаторами» и так или иначе был близок к процессу принятия решений. Именно непубличность и меньшая по сравнению с Гайдаром, Чубайсом, Кохом и прочими «реформаторами» пассионарность позволили Улюкаеву сохранить свою репутацию и спустя десятилетие вернуться во власть. После провала гайдаровских реформ Улюкаев трудился в качестве заместителя директора Института экономических проблем переходного периода Е.Гайдара. После дефолта ГКО-ОФЗ и прихода к власти Правительства народного доверия под руководством Примакова и Маслюкова, ознаменовавшегося чисткой рядов и изгнанием «рыночных фундаменталистов» и устроителей «катастройки» из Правительства, Улюкаев окончательно ушёл в тень.
Однако после победы олигархического капитала на выборах 2000г., отставки кабинета министров Примакова, прихода к власти Путина и возвращения либералов на командные высоты в Правительстве и Кремле Улюкаев оказался в очередной раз востребованным и вернулся во власть. На протяжении 2000-2004гг. Улюкаев работал заместителем Алексея Кудрина в Минфине, приложив руку к разработке и реализации удушающей политики «кудриномики», подразумевающей изъятие якобы не заработанных нефтедолларов из российской экономики, недофинансирование отечественной промышленности, инфраструктуры, ЖКХ, науки, здравоохранения и социальной сферы.
После чего на протяжении 9 лет – с 2004 по 2013гг. – работал первым заместителем председателя Центрального Банка России, по сути дела выступая в качестве «серого кардинала» и куратора денежно-кредитной политики. Не случайно, что у большинства экспертов возникало ощущение, что глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев находится в роли британской королевы, которая «царит, но не правит» — денежно-кредитная политика и исполнение ключевых функций Центрального Банка (не считая банковского регулирования и надзора, а также обеспечения стабильности платёжно-расчётной системы и наличного денежного обращения) были сконцентрированы в руках Улюкаева. Он прямо или косвенно отвечал за курсовую политику, определение стоимости денег (через учётную ставку и ставку операций РЕПО), определял масштабы рефинансирования банковской системы и кредитования правительства, определял каналы формирования денежной базы (т.е. эмиссии рубля), а также регулировал масштабы предоставления ликвидности финансовой системе или её изъятия и т.д.
РАДУЖНЫЙ ОПТИМИЗМ УЛЮКАЕВА – ДОРОГА К КРИЗИСУ
Действительно, Улюкаев излучает редкий оптимизм: «Рецессии нет. И не будет. Стагнация, наверное, термин уместный». Это заявление оказалось за гранью добра и зла и прекрасно демонстрирует профессионализм учеников Гайдара. Совершенно не понятно, что подразумевает под рецессией сам Улюкаев и что должно произойти, чтобы министр экономического развития действительно обратил внимание на разрастание кризисных тенденций в экономике: промышленности, грузовых перевозках, инвестициях, сельском хозяйстве, строительном комплексе и т.д. Согласно официальным данным Росстата, российская экономика неуклонно затухает на протяжении всех последних 2 лет: если в последних двух кварталах 2011г. ВВП России прибавлял 5-5,1%, а в первом полугодии 2012г. прирост варьировался в диапазоне 4,3-4,8%, то к концу прошлого года экономический рост замедлился до 3% в 3-м квартале и 2,1% в 4-м квартале. А во втором квартале текущего года российская экономика и вовсе с трудом продемонстрировала рост на 1,2%, который поверг в шок не только независимых экспертов и экономистов, но даже самих правительственных чиновников.
Как оказалось, во втором квартале текущего года российская экономика не только не ускорилась на фоне стабильно высоких цен на нефть, но даже продемонстрировала затухание активности – ещё в первом квартале 2013г. ВВП России рос на 1,6%, а во втором едва дотянул до отметки в 1,2%. И это притом, что в начале августа замминистра экономического развития Андрей Клепач, оставшийся по сути дела единственным профессиональным макроэкономистом в Правительстве после ухода с поста министра экономики на формальное повышение Андрея Белоусова, прогнозировал рост ВВП России в апреле-июне текущего года на 1,9%. Фактические оценки Росстата оказались на треть хуже прогноза МЭР – и это вызывает серьёзные опасения.
Андрей Клепач в начале августа заявил, что рост ВВП России даже на 1,9% во втором квартале 2013г. является недостаточным и МЭР будет пересматривать свой прогноз по росту российской экономики на 2013г. По факту рост не превысил 1,2%. Судя по всему, пересмотр прогноза в худшую сторону будет радикальным — России не светит рост не только на 3,5%, как запланировано в законе о федеральном бюджете на 2013г., но даже на 2,4%, которые прогнозировали в Минэкономики ещё в начале лета текущего года. Крайне велика вероятность того, что по итогам 2013г. рост ВВП России не превысит 1,5% — именно таким оказался рост реального ВВП в перовм полугодии текущего года. При этом масштабы чистого вывоза капитала окажутся не в диапазоне 10-15 млрд. долл., как это прогнозируют в Правительстве, а 55-60 млрд. долл., как оценивали независимые экономисты. С этой же оценкой в 55 млрд. долл. в кулуарах соглашался и Андрей Белоусов, который прекрасно осознавал масштабы неадекватности и избыточную оптимистичность прогнозов своих работодателей.
Другими словами, темпы роста российской экономики упали в 4 раза за последние 2 года — с 5-5,1 до 1,2%. А с учётом сезонного и календарного факторов по отношению к предыдущему кварталу размер ВВП России даже с учётом хронических статистических манипуляций и занижения дефлятора сократился на 0,1% в первом квартале 2013г. и на 0,5% во втором квартале.
Однако это не вызывает совершенно никакого беспокойства у нового руководителя Министерства экономического развития. По его словам, рецессия в стране исключена из-за фактора потребительского спроса, а также экспорта, который до сих пор способен поддерживать стабильные, хоть и невысокие темпа роста. В целом экономике РФ по силам расти со скоростью в три процента в год в среднем, что примерно составляет среднемировой уровень. При этом Улюкаев забыл упомянуть, что темпы роста розничного товарооборота, отражающего потребительскую активность населения, упали с 7,7% в первом полугодии 2012г. до 3,7% в аналогичном периоде текущего года. И это несмотря на продолжающееся надувание пузыря на рынке потребительского кредитования – кредиты населению в первом полугодии текущего года выросли на 39%! А предоставление платных услуг населению сжало
Крайне сложно объяснить оптимизм Улюкаева относительно фактора внешней торговли – по итогам первого полугодия текущего года стоимостной объём экспорта сократился на 4,8%, тогда как импорт увеличился на 4,6%. Положительный вклад чистого экспорта неуклонно снижается, уходя в отрицательную зону, и в ближайшее время по мере сокращения спроса на сырьевые товары и, прежде всего, энергетические товары, обеспечивающие свыше 85% товарного экспорта России, внешнеторговый баланс России будет только ухудшаться.
Наряду с этим в пером полугодии 2013г. промышленное производство выросло на едва отличимые от статистической погрешности 0,1% (годом ранее рост на 3,1%). При этом обрабатывающие производства уже вошли в депрессивное состояние – рост сошёл на нет (0% роста в январе-июне 2013г.), тогда как ещё годом ранее производство росло на 4,5%. При этом в мае 2013г. объём промышленного производства сократился на 1,4%, а в обрабатывающей промышленности обвал превысил 4,4%. Столь глубокого спада производства в России не наблюдалось аж с осени кризисного 2009г.
Добыча сырья прибавляет всего лишь 1% (0,9% годом ранее), несмотря на рост цен на сырьё, а производство газа, электроэнергии, тепла и воды падает на 0,7%. Спад в системе естественных монополий – опережающий макроэкономический индикатор кризисной ситуации в реальном секторе экономики. Хуже того, объём грузоперевозок на транспорте сократился на 0,9%, грузооборот на железнодорожном транспорте (отражающем ситуацию в добывающей и обрабатывающей промышленности) упал на 3%, а объём погрузки основных грузов на ж/д транспорте сжался на 3,7%. Одновременно с этим усиливается инвестиционный кризис по мере сворачивания инвестиционных программ со стороны крупных госкомпаний и «олимпийских строек» — рост капитальных вложений в основные фонды на 12,8% в январе-июне 2012г. сменился спадом на 1,4% сегодня.
Однако, по мнению Улюкаева, указанный спад производственной активности отнюдь не является поводом для пессимизма. Хотя ещё несколько месяцев назад его предшественник на посту главы МЭР Андрей Белоусов открыто предупреждал, что во втором полугодии текущего года при сохранении нынешнего удушающего по своей сути вектора денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в России будет зафиксирована рецессия. Скорее всего, Улюкаев услышал настоятельную рекомендацию президента Путина не нагнетать обстановку и не сгущать краски – на одно из июньских совещаний в Кремле президент раскритиковал тогдашнего министра экономики Белоусова за употребление термина «рецессия» и «кризис». Весьма вероятно, что чиновники просто хотят портить настроение руководству страны и по этой причине закрывают глаза на депрессивное состояние российской экономики.
УЛЮКАЕВ НЕ ХОЧЕТ БОРОТЬСЯ С ИНФЛЯЦИЕЙ И МОНОПОЛИЯМИ
Весьма показательным стали заявления Улюкаева по поводу инфляции – по его прогнозам, уже во втором полугодии текущего года темпы роста потребительских цен заметно снизятся, что позволит инфляции вернуться в диапазон 6-6,5%. А в 2014г. министр экономики и вовсе обещает нам темпы роста потребительских цен в диапазоне 4-4,5%. Относиться всерьёз к подобного рода заявлениям в принципе не возможно. Тем более не получается этого сделать в том случае, когда подобного рода мысли озвучивает не какой-то чиновник, а министр экономического развития. Совершенно не понятно, за счёт чего и каким образом темпы роста потребительских цен должны снизиться с 7,1% в первом полугодии текущего года до 6% к концу 2013г. и тем более 4-4,5% в 2014г.
Нет ни одной более менее реальной причины для подобного сценария развития событий – маховик инфляции в России раскручивается в силу высокой степени монополизированности экономики и безнаказанного произвола инфраструктурных монополий. Сложно вообразить, по какой причине инфляция должна замедлиться практически в 1,5-2 раза в ближайшие полтора года в условиях, когда цены на газ, воду, электроэнергию, отопление, ЖКХ пассажирские и грузовые перевозки в среднем растут в 1,5-2 раза быстрее, чем официальные оценки инфляции со стороны Росстата.
На протяжении последних лет товары и услуги первой необходимости, на долю которых приходится от 50 до 80% бюджетных расходов 60% россиян, ежегодно растут в цене в среднем на 12-15%. Аналогичными темпами дорожают продукты питания, а также активно приватизируемая и коммерциализируемая бюджетная сфера, провоцирующая рост платности базовых социальных услуг – дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, здравоохранения, мероприятий культуры и отдыха и т.д. В подобного рода ситуации инфляцию действительно можно снизить до 4-4,5% и даже умудриться сделать это весьма оперативно – т.е. к концу 2014г. Только сделать это можно на бумаге при помощи статистических манипуляций и изменения состава (в том числе удельных весов) потребительской корзины товаров и услуг. Однако никакого отношения к жизни подавляющей части россиян эти статистические новации иметь не будут – реальные темпы роста цен для 70% россиян с доходами менее 24 тыс. рублей как находились в диапазоне 12-15%, так там и останутся.
Наряду с этим произошло ещё одно знаковое событие, которое является большой редкостью для системы государственного управления в России. Впервые за долгие годы (если не за всё 20-летие «рыночных реформ») высокопоставленный чиновник в ранге руководителя федерального министерства по собственной инициативе и без настоятельных рекомендаций «сверху» решил сократить сферу компетенции вверенного ему ведомства и лишить себя части полномочий. Именно это и сделал Алексей Улюкаев, возглавив Министерство экономического развития России. Улюкаев предложил избавить Министерство экономики и его лично от главной головной боли, которая мешала жить всем его приемникам и вызывала особенно сильное беспокойство у Андрея Белоусова – тарифной политики и регулирования естественных монополий.
Это и не удивительно – именно система естественных и инфраструктурных монополий является одной из самых коррупциогенных и криминализированных секторов российской экономики, в которой как ни в какой другой отрасли срослись коммерческие интересы чиновников, крупного капитала и криминальных структур. Даже Андрей Белоусов, первый профессиональный макроэкономист на посту министра экономического развития за последние 12 лет, не смог пролоббировать обуздание аппетитов российских монополий и наступить на карман «национальным достояниям». Газпром, РЖД, Транснефть, а также энергетики и коммунальные службы по-прежнему остаются кастой неприкасаемых, которые, обладая колоссальной поддержкой в самых высоких кабинетах власти и административным ресурсом, на протяжении последних лет под надуманные рассуждения о необходимости расширения капитальных затрат повышают тарифы на свои услуги на 15-20% ежегодно.
Судя по всему, Улюкаев решил пойти по пути наименьшего сопротивления и просто-напросто захотел снять с себя обузу по наведению порядка в системе естественных монополий. Он Совершенно не понятно две вещи: во-первых, о каком развитии российской экономики и исполнении майских указов президента о реиндустриализации экономики и модернизации инфраструктуры может идти речь в ситуации, когда профильное министерство наотрез отказывается наводит порядок в системе инфраструктурных монополий.
Во-вторых, эта инициатива совершенно не вяжется с обещаниями Улюкаева снизить инфляцию с 7,1% в январе-июле 2013г. до 6% к концу текущего года и 4-4,5% в 2014г. Совершенно не понятно, каким образом вообще можно обуздать стремительный рост стоимости жизни, который больнее всего бьёт по малоимущим категориям граждан, в ситуации, когда Министерство экономического развития намерено отказаться даже от самой попытки обуздать аппетиты естественных монополий и, если не снизить тарифы в регулируемых отраслях, то хотя бы заморозить их.
До сих по свежа в памяти реакция российских монополистов заморозить на 3-5 лет тарифы на их услуги для населения и/или промышленных предприятий: Газпром, захлёбывающийся от притока нефтедолларов и занявший первое место в мире в 2011г. по размеру чистой прибыли (и 3-е место в 2012г.) в ответ на попытку снизить темпы роста цен на газ для промышленных предприятий с 15 до 5%, а для энергетиков с 10 до 6% занялся шантажом Правительства, пообещав заморозить разработку крупнейших месторождений углеводородного топлива на Арктическом шельфе и остановить газификацию регионов. А РЖД в ответ на попытку притормозить темпы роста цен на грузовые перевозки потребовал увеличить размеры прямой адресной поддержки из федерального бюджета (более 55 млрд. рублей). В противном случае пообещал повысить тарифы на пассажирские перевозки или свернуть большинство инвестиционных программ.
Как бы там ни было, в прогнозе социально-экономического развития России до 2030г. чётко казано, что за 17 лет цены на газ для населения вырастут в 5 раз, а на электроэнергию – в 4,5 раза. Вместо того, чтобы поддержать Счётную Палату и потребовать от монополистов раскрытия структуры себестоимости оказываемых услуг и инвестиционных тарифов (ростом которых в большинстве случаев обосновывается рост цен на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, транспортные перевозки и т.д. ) и обеспечить полную финансово-экономическую прозрачность, без которых в принципе не мыслимы ни модернизация, ни инновации, ни развитие научно-технического потенциала, Улюкаев поспешил избавить себя от головной боли. Это вполне объяснимо, никто не хочет заниматься решением действительно сложных задач – гораздо проще и приятней абстрактно рассуждать о необходимости «улучшения инвестиционного климата», «привлечения иностранного капитала» и писать пространные программы социально-экономического развития России в духе первой половины 1990-х годов.